Подключение USB с передней панели
Во всех современных корпусах кабель подключения USB разъемов с передней панели выглядит следующим образом:
![]()
Гнездо с 9 пинами, предназначенное для подключения USB, маркируется надписью F_USB или просто USB, и выглядит следующим образом:
![]()
Сложностей в данном случае возникнуть не должно — не смотря на визуальную схожесть с другими разъемами (в первую очередь с COM), подключить туда данный провод не получится, из-за другого расположения пинов.
Однако, в старых корпусах можно встретить провод, где вместо одного большого коннектора на конце провода будет несколько мелких. В таком случае нужно подключать провода по следующей схеме:
![]()
- Питание — обозначается как +5V, VCC.
- Данные — (минус) — обычно обозначается как D-, DATA-, USB-.
- Данные + (плюс) — обычно обозначается как D+, DATA+, USB+.
- Земля — обычно обозначается как GND, GROUND.
На передней панели системного блока
На передней панели любого современного (и не очень) компьютера для удобства расположены несколько USB разъемов, а также вход для подключения наушников и микрофона — последний, обычно окрашен в розовый цвет. Но, как вы понимаете, эти разъемы сами по себе работать не будут, их необходимо подключить с помощью проводов к материнской плате. Для этого не ней предусмотрены контакты, которые подписаны соответствующим образом.
Те же манипуляции необходимо проделать и с аудио выходами (группа контактов «FP Audio» или «Front Panel Audio»), а так же с картридером — если он установлен на передней панели. Картридер — это крайне удобное устройство для чтения карт памяти и его нужно присоединить с помощью проводов к штырькам, предназначенным для подключения USB портов.
А еще на передней панели частенько можно встретить порт IEEE 1394 (FireWire), используемый для подключения цифровых устройств типа фото или видео камеры. И для него на материнской плате так же предусмотрены контакты, которые подписаны. Вообще, о том, куда что и как подключать — всегда пишут в инструкции к материнской плате, но, как видите, разобраться вполне реально и самому.
Ну вроде все (шучу), есть же еще кнопки включениявыключения компьютера и светодиодные индикаторы его работы. Для их подключения на материнской плате выделена особая область с контактами, расположенная ближе к нижней её части (рядом с батарейкой). Сразу оговорюсь, единого стандарта нет, поэтому вид и расположение этих контактов на каждой материнской плате может быть своим.
Итак, кнопка включения компьютера (Power) и кнопка перезагрузки (Reset) подключаются к материнской плате с помощью коннекторов Power switch и Reset switch — соответственно. С помощью похожих коннекторов подключается индикатор работы компьютера (Power Led) и индикатор загрузки жесткого диска (HDD Led). Выглядят эти коннекторы как небольшие пластмассовые «колодки» с двумя проводами (2 «пина»), один из них — плюс, другой — минус.
- Широкое
- Малое
Существует два типа подключения (2 разновидности) контактных площадок на материнской плате, отведенных под кнопки и индикаторы фронтальной панели:
- широкое подключение — самый удобный вариант;
- малое подключение;
- вообще без надписей. Например, многие платы фирмы MSI вообще не указывают обозначения, и разобраться с подключением там можно лишь с помощью инструкции.
Слоты расширения материнской платы
(не совсем про
кабели, но пригодится)
8ми битный слот
|
Сторона |
Сторона |
||||
|
№ |
Сигнал |
Значение |
№ |
Сигнал |
Значение |
|
A1 |
I/O CH CK |
Контроль канала ввода-вывода |
B1 |
GND |
Земля |
|
A2 |
D7 |
Линия данных 8 |
B2 |
RES DRV |
Сигнал Reset |
|
A3 |
D6 |
Линия данных 7 |
B3 |
+5V |
+5В |
|
A4 |
D5 |
Линия данных 6 |
B4 |
IRQ2 |
Запрос прерывания 2 |
|
A5 |
D4 |
Линия данных 5 |
B5 |
-5V |
-5В |
|
A6 |
D3 |
Линия данных 4 |
B6 |
DRQ2 |
Запрос DMA 2 |
|
A7 |
D2 |
Линия данных 3 |
B7 |
-12V |
-12В |
|
A8 |
D1 |
Линия данных 2 |
B8 |
RES |
Зарезервировано |
|
A9 |
D0 |
Линия данных 1 |
B9 |
+12V |
+12В |
|
A10 |
I/O CN RDY |
Контроль готовности канала ввода-вывода |
B10 |
GND |
Земля |
|
A11 |
AEN |
Adress |
B11 |
MEMW |
Данные записываются в память |
|
A12 |
A19 |
Адресная линия 20 |
B12 |
MEMR |
Данные считываются из памяти |
|
A13 |
A18 |
Адресная линия 19 |
B13 |
IOW |
Данные записываются в I/O порт |
|
A14 |
A17 |
Адресная линия 18 |
B14 |
IOR |
Данные читаются из I/O порта |
|
A15 |
A16 |
Адресная линия 17 |
B15 |
DACK3 |
DMA-Acknowledge |
|
A16 |
A15 |
Адресная линия 16 |
B16 |
DRQ3 |
Запрос DMA 3 |
|
A17 |
A14 |
Адресная линия 15 |
B17 |
DACK1 |
DMA-Acknowledge |
|
A18 |
A13 |
Адресная линия 14 |
B18 |
IRQ1 |
Запрос прерывания 1 |
|
A19 |
A12 |
Адресная линия 13 |
B19 |
REFRESH |
Регенерация памяти |
|
A20 |
A11 |
Адресная линия 12 |
B20 |
CLC |
Системный такт 4,77 МГц |
|
A21 |
A10 |
Адресная линия 11 |
B21 |
IRQ7 |
Запрос прерывания 7 |
|
A22 |
A9 |
Адресная линия 10 |
B22 |
IRQ6 |
Запрос прерывания 6 |
|
A23 |
A8 |
Адресная линия 9 |
B23 |
IRQ5 |
Запрос прерывания 5 |
|
A24 |
A7 |
Адресная линия 8 |
B24 |
IRQ4 |
Запрос прерывания 4 |
|
A25 |
A6 |
Адресная линия 7 |
B25 |
IRQ3 |
Запрос прерывания 3 |
|
A26 |
A5 |
Адресная линия 6 |
B26 |
DACK2 |
DMA-Acknowledge |
|
A27 |
A4 |
Адресная линия 5 |
B27 |
T/C |
Terminal |
|
A28 |
A3 |
Адресная линия 4 |
B28 |
ALE |
Adress |
|
A29 |
A2 |
Адресная линия 3 |
B29 |
+5V |
+5В |
|
A30 |
A1 |
Адресная линия 2 |
B30 |
OSC |
Частота тактового генератора 14,31818 МГц |
|
A31 |
A0 |
Адресная линия 1 |
B31 |
GND |
Земля |
16ти битный слот
|
Сторона |
Сторона |
||||
|
№ |
Сигнал |
Значение |
№ |
Сигнал |
Значение |
|
A1 |
I/O CH CK |
Контроль канала ввода-вывода |
B1 |
GND |
Земля |
|
A2 |
D7 |
Линия данных 8 |
B2 |
RES DRV |
Сигнал Reset |
|
A3 |
D6 |
Линия данных 7 |
B3 |
+5V |
+5В |
|
A4 |
D5 |
Линия данных 6 |
B4 |
IRQ9 |
Каскадирование второго контроллера прерываний |
|
A5 |
D4 |
Линия данных 5 |
B5 |
-5V |
-5В |
|
A6 |
D3 |
Линия данных 4 |
B6 |
DRQ2 |
Запрос DMA 2 |
|
A7 |
D2 |
Линия данных 3 |
B7 |
-12V |
-12В |
|
A8 |
D1 |
Линия данных 2 |
B8 |
RES |
Коммуникация с памятью без времени ожидания |
|
A9 |
D0 |
Линия данных 1 |
B9 |
+12V |
+12В |
|
A10 |
I/O CN RDY |
Контроль готовности канала ввода-вывода |
B10 |
GND |
Земля |
|
A11 |
AEN |
Adress |
B11 |
SMEMW |
Данные записываются в память (до 1М байта) |
|
A12 |
A19 |
Адресная линия 20 |
B12 |
SMEMR |
Данные считываются из памяти (до 1 |
|
A13 |
A18 |
Адресная линия 19 |
B13 |
IOW |
Данные записываются в I/O порт |
|
A14 |
A17 |
Адресная линия 18 |
B14 |
IOR |
Данные читаются из I/O порта |
|
A15 |
A16 |
Адресная линия 17 |
B15 |
DACK3 |
DMA-Acknowledge |
|
A16 |
A15 |
Адресная линия 16 |
B16 |
DR Q3 |
Запрос DMA 3 |
|
A17 |
A14 |
Адресная линия 15 |
B17 |
DACK1 |
DMA-Acknowledge |
|
A18 |
A13 |
Адресная линия 14 |
B18 |
IRQ1 |
Запрос IRQ 1 |
|
A19 |
A12 |
Адресная линия 13 |
B19 |
REFRESH |
Регенерация памяти |
|
A20 |
A11 |
Адресная линия 12 |
B20 |
CLC |
Системный такт 4,77 МГц |
|
A21 |
A10 |
Адресная линия 11 |
B21 |
IRQ7 |
Запрос IRQ 7 |
|
A22 |
A9 |
Адресная линия 10 |
B22 |
IRQ6 |
Запрос IRQ 6 |
|
A23 |
A8 |
Адресная линия 9 |
B23 |
IRQ5 |
Запрос IRQ 5 |
|
A24 |
A7 |
Адресная линия 8 |
B24 |
IRQ4 |
Запрос IRQ 4 |
|
A25 |
A6 |
Адресная линия 7 |
B25 |
IRQ3 |
Запрос IRQ 3 |
|
A26 |
A5 |
Адресная линия 6 |
B26 |
DACK2 |
DMA-Acknowledge |
|
A27 |
A4 |
Адресная линия 5 |
B27 |
T/C |
Terminal |
|
A28 |
A3 |
Адресная линия 4 |
B28 |
ALE |
Adress |
|
A29 |
A2 |
Адресная линия 3 |
B29 |
+5V |
+5В |
|
A30 |
A1 |
Адресная линия 2 |
B30 |
OSC |
Такт осциллятора 14,31818 МГц |
|
A31 |
A0 |
Адресная линия 1 |
B31 |
GND |
Земля |
|
C1 |
SBHE |
System Bus High Enabled, |
D1 |
MEM CS 16 |
Memory |
|
C2 |
LA23 |
Адресная линия 24 |
D2 |
I/O CS 16 |
I/O карта с 8 бит/16 бит переносом |
|
C3 |
LA22 |
Адресная линия 23 |
D3 |
IRQ10 |
Запрос прерывания 10 |
|
C4 |
LA21 |
Адресная линия 22 |
D4 |
IRQ11 |
Запрос прерывания 11 |
|
C5 |
LA20 |
Адресная линия 21 |
D5 |
IRQ12 |
Запрос прерывания 12 |
|
C6 |
LA19 |
Адресная линия 20 |
D6 |
IRQ15 |
Запрос прерывания 15 |
|
C7 |
LA18 |
Адресная линия 19 |
D7 |
IRQ14 |
Запрос прерывания 14 |
|
C8 |
LA17 |
Адресная линия 18 |
D8 |
DACK0 |
DMA-Acknowledge |
|
C9 |
MEMR |
Чтение данных из памяти |
D9 |
DRQ0 |
Запрос DMA 0 |
|
C10 |
MEMW |
Запись данных в память |
D10 |
DACK5 |
DMA-Acknowledge |
|
C11 |
SD8 |
Линия данных 9 |
D11 |
DRQ5 |
Запрос DMA 5 |
|
C12 |
SD9 |
Линия данных 10 |
D12 |
DACK6 |
DMA-Acknowledge |
|
C13 |
SD10 |
Линия данных 11 |
D13 |
DRQ6 |
Запрос DMA 6 |
|
C14 |
SD11 |
Линия данных 12 |
D14 |
DACK7 |
DMA-Acknowledge |
|
C15 |
SD12 |
Линия данных 13 |
D15 |
DRQ7 |
Запрос DMA 7 |
|
C16 |
SD13 |
Линия данных 14 |
D16 |
+5V |
+5В |
|
C17 |
SD14 |
Линия данных 15 |
D17 |
MASTER |
Сигнал Busmaster |
|
C18 |
SD15 |
Линия данных 16 |
D18 |
GND |
Земля |
Привод DVD
![]()
Привод DVD используется для чтения и записи дисков. Он поддерживает несколько видов CD и DVD. Диски используются для хранения информации. Существуют как однократно записываемые диски (CD-R, DVD-R), так и перезаписываемые (CD-RW, DVD-RW). Считывание и запись данных производятся тончайшим лазерным лучом с помощью системы фокусировки.
Система фокусировки включает в себя небольшую пластмассовую линзу. Постепенно на ней оседает пыль, препятствующая прохождению лазерного луча. При этом считывание диска может замедляться. В тяжелых случаях диск не считывается вовсе.
Для очистки линзы требуется разборка привода. Отметим, что если диск поцарапан, считывание также замедляется (либо диск не считывается совсем), поэтому диски надо беречь механических воздействий.
![]()
В последнее время появились приводы, поддерживающие диски Blue-Ray, имеющие повышенную емкость. Они поддерживают, конечно, и «старые» CD и DVD диски. Информация на них упакована более плотно, и используется лазер с меньшей длиной волны.
К приводу подключается питающий шлейф (с помощью контактного разъем блока питания) и информационный, подключающийся к материнской плате. В настоящее время для обмена информацией в большинстве компьютеров используется последовательный скоростной интерфейс SATA.
На сегодня пока все. В следующем посте мы завершим краткое знакомство с устройством компьютера.
С Вами был Vsbot. До новых встреч!
Переходники, нужны ли они?
В интернет магазинах (особенно китайских) можно найти переходники для чего угодно и к чему угодно! Будут ли они работать? Большой вопрос. Некоторые — да, а некоторые — нет.
Рассмотрим самые популярные нынче, которые действительно необходимы:
одним из самых популярных, является VGA – DVI-I (выводиться будет только аналоговый сигнал);
DVI-D – HDMI – позволяет выводить цифровую информацию почти без потерь;
переходники для HDMI на уменьшенные версии HDMI (micro, mini), здесь это тот же кабель HDMI только меньшего размера.
Переходники жизненно необходимы каждому владельцу ноутбука Apple. Большинство владельцев ноутбука 2016 года выпуска MacBook Pro с ужасом обнаружили, что здесь есть только USB-C, а значит периферию необходимо подключать с помощью переходников.
Но нет худа без добра. Многие компании тут же выпустили множество переходников, которые тут же позволили снять проблемы соединения.
Разные разъемы, переходники являются необходимой частью для работоспособности видеоподсистемы. Главное, правильно ориентироваться в видах кабелей, интерфейсов, чтобы приобрести тот самый нужный вам кабель. Только тогда четкая, яркая «картинка» будет вас радовать во время работы или отдыха, а ваша техника будет исправно служить долгие годы!
Расположение и назначение контактов 15-штыревого (пинового) разъёма[править | править код]
Описывается расположение и назначение 15-штыревого (пинового) разъёма/гнезда VESA DDC2/E-DDC; нумерация в списке соответствует цифрам на иллюстрации справа разъёма-«мамы» справа налево, сверху вниз :
- RED — красный канал видео;
- GREEN — зелёный канал видео;
- BLUE — синий канал видео;
- ID2/RES — ранее второй бит ID монитора, стал зарезервирован с появлением E-DDC;
- GND — земля горизонтальной синхронизации;
- RED_RTN — земля красного канала;
- GREEN_RTN — земля зелёного канала;
- BLUE_RTN — земля синего канала;
- KEY/PWR — ранее ключ (отсутствовал контакт в вилке), сейчас +5 В постоянного тока для E-DDC (узлы E-DDC работают при отключенном питании монитора);
- GND — земля вертикальной синхронизации и DDC;
- ID0/RES — ранее нулевой бит ID монитора, стал зарезервирован с появлением E-DDC;
- ID1/SDA — ранее первый бит ID монитора, стал использоваться для I²C с появлением DDC2;
- HSync — горизонтальная синхронизация;
- VSync — вертикальная синхронизация;
- ID3/SCL — ранее третий бит ID монитора, линия тактирования I²C с появлением DDC2.
Особенности интерфейса VGA
- Для маркировки использовался преимущественно синий цвет;
- Передача только видеосигнала (для передачи звука следует использовать аудио кабель, подключенный к звуковой плате);
- Поддержка прочих устройств, кроме мониторов – например, проекторов.
Вопреки распространенному заблуждению, такой стандарт пока еще рано «хоронить»: за 30 лет его существования выпущено колоссальное количество совместимых устройств, многие из которых при соблюдении условий можно эксплуатировать еще как минимум десяток лет.
Да, производители мониторов постепенно уходят от такого формата, внедряя более современные. Не найдете вы его и в топовых видеокартах. А вот в бюджетных графических ускорителях этот порт по-прежнему продолжает использоваться, несмотря на определенные недостатки.
Распиновка VGA — корректная распайка мониторного разъема
Распиновка VGA. Мониторный VGA-разъем и в настоящее время является наиболее известным и популярным интерфейсом мониторов, который был разработан компанией IBM более тридцати лет назад. Но даже невзирая на это, видео стандарт VGA, можно встретить установленным на большинстве современной компьютерной технике. Особенно на компьютерах, где необходимо вывести видео в упрощенном графическом режиме, с разрешением 640×480.
Абсолютно все графические карты производимые в мире совместимы с таким режимом. Процесс вывода видеоинформации с высоким разрешением, происходит исключительно после того, как загрузятся драйвера графического адаптера во время запуска операционной системы.
Распиновка VGA провода согласно его цветовой маркировке очень помогает в некоторых случаях, например: Когда выполняется самостоятельное тестирование проводников на предмет обрыва или при необходимости увеличить длину провода. К сведению: Промышленность выпускает кабели VGA имеющие длину порядка тридцати метров.
Пятнадцати-контактный разъем VGA, конструкция которого представляет собой форму трапеции с размещенными выводами по трехрядной схеме, в каждом ряду имеется по пять контактов. Для обеспечения корректного соединения комплементарных разъемов, контакты в колодке установлены в не симметричном порядке. Такое устройство, благодаря своей форме, гарантирует правильное соединение кабеля. Последовательность нумерации выходных контактов положено обозначать как показано на снимке ниже:
Распиновка VGA согласно цветовой маркировке
![]()
Распиновка коннектора Mini VGA
Перепайка VGA разъема
Таблица
Как я уже и сказал, на передней панели могут располагаться самое разное количество вспомогательных разъемов и других интерфейсов, которые подключаются на прямую к материнской плате.
Давайте посмотрим на самые распространенные их виды в ПК.
| Название | Фото | Назначение |
| Power SW\Reset SW | Предназначены для работы кнопок питания и перезагрузки. Power SW – кнопка включения, а Reset SW –перезагрузки. | |
| HDD Led | Необходим для работы светового индикатора работы жесткого диска на фронтальной панели корпуса системного блока. На своем компьютере вы можете заметить на фронте мигающую лампочку при включенном ПК. Так вот, это тот самый индикатор. | |
| Power Led | Необходим для работы индикатора питания на фронтальной панели. Как правило, он синего цвета и статично горит при включенном питании компьютера. | |
| HD Audio | Нужен для подсоединения передней звуковой панели. Обычно она нужна для подключения наушников и использует одну звуковую карту, что и задние порты на материнской плате | |
| USB | Обеспечивает работу передних USB 2.0 портов. | |
| USB 3.0 | Осуществляет подключение передних USB 3.0 портов. Штекер более увесистый и мощный USB 3.0 нежели его младшая версия выше так как данные порты обладают более высоким стандартом скорости передачи и чтения данных. | |
| Speaker | Системный динамик. Данная «пищалка» была распространена раньше и использовалась в качестве основного динамика, но сейчас с ее помощью система сообщает об ошибках при прохождении POST. |
Все эти разъемы являются унифицированным стандартом, и любая материнская плата поддерживает их подключение. Различаться может только расположение разъемов на самой материнской плате, но сам способ подсоединения идентичен.
Распространенные, но старые виды разъёмов
VGA (Video Graphics Array): устаревшая классика
![]()
Голубенький штекер старого-доброго VGA всегда вызывает ностальгию.
Синий трапециевидный интерфейс доминировал в компьютерной сфере лет 25-30. Он великолепно справлялся со старыми ЭЛТ-дисплеями благодаря своей аналоговой природе. Но появились плоские ЖК-экраны – цифровые устройства, затем стали возрастать разрешения и старый-добрый VGA стал сдавать позиции.
Сегодня он всё реже встраивается в видеокарты, но до сих пор многие устройства (бытовые проигрыватели, проекторы, телевизоры) оснащаются поддержкой безнадёжно устаревшего VGA. Вероятно, ещё несколько лет «старичок» останется не слишком желательным, но повсеместно распространённым стандартом де-факто – если есть сомнения, каким кабелем можно будет подключить монитор в соседнем офисе, то берите VGA.
DVI-I (Digital Visual Interface): другой видеоинтерфейс-долгожитель
![]()
Разновидностей DVI несколько. Но на практике распространён DVI-I (Dual link)
Вообще-то их несколько: DVI-A, -D и -I, плюс их разновидности. Но когда речь идёт о самом распространённом стандарте «Ди-Ви-Ай», то подразумевается аналогово-цифровой DVI-I Dual Channel – именно эта спецификация встроена в большинство ПК.
В своё время DVI пришёл на замену стремительно устаревающему в середине 2000-х VGA. Возможность передавать как аналоговый, так и цифровой сигнал, поддержка больших (в ту эпоху) разрешений и высоких частот, отсутствие недорогих конкурентов: DVI исправно служит стандартом и в наши дни. Но вряд ли его активная «жизнь» будет продолжаться больше, чем ещё 3-4 года.
Разрешения выше минимально комфортного на сегодня FullHD всё чаще встречаются даже в недорогих компьютерных системах. С ростом мегапикселей заканчиваются и некогда серьёзные возможности DVI. Не вдаваясь в технические подробности, отметим, что пиковые способности DVI не позволят выводить на экран изображение с разрешением свыше 2560 х 1600 с приемлемой частотой (выше 60 Гц).
Разъем для подключения видеокарты на материнской плате
Рекомендуем прочитать: Как подобрать видеокарту к материнской плате и процессору
Следующий разъем на материнской плате, который наверняка потребуется при сборке компьютера, это разъем для подключения видеокарты. Некоторое время назад для подключения видеокарты в материнской плате использовалось два типа разъема – AGP и PCI Express. На сегодняшний день все видеокарты подключаются к разъему PCI Express.
Чаще всего разъем PCI Express располагается в левом нижнем углу материнской платы. Он может служить не только для подключения видеокарты, но также и для других устройств.
![]()
Важно: Разъем PCI Express может быть представлен в нескольких вариациях: PCI Express x1, PCI Express x4, PCI Express x16. Для подключения стандартной видеокарты служит последний из перечисленных разъемов
Другие разъемы могут не всегда присутствовать на современных материнских платах.
Разъем PCI Express X16 для подключения видеокарты может быть различных версий. По состоянию на 2017 год имеется 4 типа разъема PCI Express:
- PCI Express 1.0
- PCI Express 2.0
- PCI Express 3.0
- PCI Express 4.0
Данные разъемы отличаются друг от друга только пропускной способностью. При этом они являются обратносовместимыми.
Пример: Подключив в разъем PCI Express 3.0 устройство, предназначенное для PCI Express 2.0, оно, скорее всего, будет работать без нареканий. Но если сделать наоборот, то устройству, предназначенному для более высокого типа разъема, может не хватить пропускной способности для полного или частичного выполнения своих функций.
Стоит отметить: На некоторых материнских платах можно найти разъем PCI, расположенный неподалеку от PCI Express. Данный разъем сейчас практически не используется, но при необходимости в него могут быть установлены дополнительные элементы.
Интерфейс DVI для монитора
![]()
DVI является интерфейсом монитора, разработанным, главным образом, для цифровых сигналов. Чтобы не требовалось переводить цифровые сигналы графической карты в аналоговые, а затем выполнять обратное преобразование в дисплее.
![]()
Графическая карта с двумя портами DVI может работать одновременно с двумя (цифровыми) мониторами.
Поскольку переход с аналоговой на цифровую графику протекает медленно, разработчики графического оборудования позволяют использовать параллельно обе технологии. Кроме того, современные графические карты легко справятся с двумя мониторами.
Широко распространённый интерфейс DVI-I позволяет одновременно использовать как цифровое, так и аналоговое подключение.
Интерфейс DVI-D встречается весьма редко. Он позволяет только цифровое подключение (без возможности подсоединить аналоговый монитор).
В комплект со многими графическими картами входит переходник с интерфейса DVI-I на VGA, который позволяет подключать старые мониторы с 15-контактной вилкой D-Sub-VGA.
Полный список типов DVI (чаще всего используется интерфейс с аналоговым и цифровым подключениями DVI-I).
PCI и PCI-X: параллельные шины
![]()
PCI является стандартной шиной для подключения периферийных устройств. Среди них можно отметить сетевые карты, модемы, звуковые карты и платы захвата видео.
Среди материнских плат для широкого рынка больше всего распространена шина PCI стандарта 2.1, работающая на частоте 33 МГц и имеющая ширину 32 бита. Она обладает пропускной способностью до 133 Мбит/с. Производители так широко и не приняли шины PCI 2.3 с частотой до 66 МГц. Именно поэтому карт данного стандарта очень мало. Но некоторые материнские платы этот стандарт поддерживают.
Ещё одна разработка в мире параллельной шины PCI известна как PCI-X. Данные слоты чаще всего встречаются на материнских платах для серверов и рабочих станций, поскольку PCI-X обеспечивает более высокую пропускную способность для RAID-контроллеров или сетевых карт. К примеру, шина PCI-X 1.0 предлагает пропускную способность до 1 Гбит/с с частотой шины 133 МГц и разрядностью 64 бита.
![]()
Спецификация PCI 2.1 сегодня предусматривает напряжение питания 3,3 В. Левый вырез/выступ предотвращает установку старых 5-В карт, которые показаны на иллюстрации.
![]()
Карта с вырезом, а также PCI-слот с ключом.
![]()
USB
USB (аббревиатура Universal Serial Bus, обозначение: «универсальная последовательная шина») – это интерфейс для подключения внешних устройств, вроде USB-накопителей, компьютерных мышей, клавиатур, внешних жёстких дисков и SSD, принтеров и прочего. Вообще, чтобы соединить одно устройство с другим, обычно используется кабель или Bluetooth. Предлагаем научиться подключать клавиатуру и мышь к компьютеру или научиться переносить фотографии с телефона на компьютер.
Помимо этого, юсб-порт позволяет заряжать почти все мобильные гаджеты, но у каждого аккумулятора свой показатель тока – например, USB 2.0 может выдать не более 0,5 ампер, а USB 3.0 – 0,9 ампер. Но это нужно учитывать только если нет доступа к «родной» зарядке.
Фото: www.anites.com
На момент начала 2021-го года существует три версии USB, которые существенно отличаются по скорости передачи данных. Для сравнения ниже приведена таблица со сравнением скорости:
| Версия | Скорость |
| USB 1.0 | 1,5 Мбит/с |
| USB 1.1 | 12 Мбит/с |
| USB 2.0 | 480 Мбит/с |
| USB 3.0 | 5 Гбит/с |
| USB 3.1 Gen 2 | 10 Гбит/с |
Видов разъёмов тоже три, и называются они довольно просто – A, B и C – а назначение у них следующее:
- Type A – используется для подключения устройства к компьютеру или концентратору (гаджет, увеличивающий количество USB-разъёмов, подключается к ноутбуку или компьютеру);
- Type B – используется для подключения периферийного (внешнего) устройства;
- Type C – фактически универсальный разъём, может использоваться в тех же целях, что и Type A-B.
Фото: www.reichelt.com
Вопрос: что делать, если отключились USB-порты на Windows 10?
Ответ: 1. Попробуйте перезагрузить компьютер – возможно, после перезапуска компьютер увидит подключенное устройство;
- Если это не помогло, проверьте целостность кабеля самого устройства или проверьте работоспособность устройства, подключив его в другой USB-порт;
- Если работаете за персональным компьютером, попробуйте подключить устройство не к передней панели, а к задней – может быть, что переднюю панель вовсе не подключали к материнской плате;
- Если ни один из вышеуказанных пунктов не помог, можно сделать следующее:
Откройте Диспетчер устройств (Этот компьютер – Свойства системы – Диспетчер устройств ИЛИ Поиск – в строку поиска ввести без кавычек «devmgmt.msc») и посмотрите, нет ли среди устройств значков с восклицательным знаком – они сигнализируют о том, что у них нет драйверов;
Нажмите на кнопку «Обновить конфигурацию оборудования»;
Если это не помогло, можно попробовать вручную удалить все USB-порты из системы через тот же диспетчер устройств. Для этого нужно открыть вкладку «Контроллеры USB», на каждый драйвер USB-порта нажать правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбрать пункт «Удалить устройство». После перезапуска компьютера система начнёт заново устанавливать драйвера для портов.
Вполне вероятно, что после удаления драйверов для юсб-портов у вас могут перестать работать клавиатура/мышь, поэтому будьте готовы перезапускать компьютер вручную (кнопка перезапуска на системном блоке).
Если рассматривать инструкции для «ремонта» USB-портов на ноутбуке , то можно сделать как ранее упомянутые действия, так и проверить настройки энергосбережения. Особенностью ноутбуков является то, что когда батарея садится, для экономии заряда он автоматически выключает порты, а включает их лишь после перезагрузки (при условии, что ноутбук заряжен). Чтобы отключить эти настройки, выполните следующую последовательность действий:
- Нажмите две кнопки Win + R (Win – обозначается флажком на клавиатуре) и напишите в строку команду «powercfg.cpl» или проследуйте по следующему пути: Панель управления – Электропитание – Изменение параметров схемы.
- В открывшемся окне нажмите «Изменить дополнительные параметры питания»
- Проверяем параметр «Переводить компьютер в спящий режим»
- Найдите «Параметры USB» в списке редактируемых настроек, следом отмените временное отключение портов, поменяв значение «Разрешено» на «Запрещено».
- Примените новые настройки, нажав «ОК».
Вопрос: что делать, если не хватает портов?
Ответ: как для системных блоков, так и для ноутбуков существует ряд устройств, называемых USB-концентраторами. Их главная задача – увеличить количество USB-портов, и они могут быть, как внешними (подключение к USB-порту на компьютере/ноутбуке), так и внутренними (подключение через PCI-Express-порт на ПК с выводом их сзади).
Фото: hocotech.com
Современные видеоинтерфейсы
HDMI (High Definition Multimedia Interface) – король мультимедиа
![]()
кому не знаком этот мультимедийный порт? HDMI встроен повсюду.
Когда-то несуразная для русского слуха аббревиатура «эйч-ди-эм-ай» всё плотнее входит в нашу жизнь. Почему именно HDMI стал таким популярным? Всё просто:
- сколь угодно длинные провода (ладно, если честно – до 25-30 метров);
- передача звука (даже многоканального!) вместе с видео – прощай, необходимость покупать отдельные колонки для ТВ;
- удобнейшие небольшие коннекторы;
- поддержка всюду – проигрыватели, «зомбоящики», проекторы, видеорегистраторы, игровые приставки – сложно сходу вспомнить о технике, где не было бы разъёма HDMI;
- сверхвысокие разрешения;
- 3D-картинка. И да, можно вместе со сверхвысокими разрешениями (версии HDMI 4b и 2.0).
Перспективы у HDMI самые радужные – развитие продолжается, в 2013 году были приняты спецификации версии 2.0: этот стандарт совместим со старыми проводами-разъёмами, но поддерживает всё более внушительные разрешения и другие «вкусные» возможности.
DisplayPort (DP): разъём, который только становится повсеместным
![]()
А ещё DisplayPort потрясающе красив внешне…
Многие годы компьютеры редко оснащались этим прямым конкурентом HDMI. И — несмотря на то, что всем хорош был DisplayPort: и поддержкой очень высоких разрешений вместе со стереосигналом; и передачей аудио; и внушительной длиной провода. Он даже выгоднее производителям, чем лицензируемый HDMI: не нужно выплачивать разработчикам стандарта те 15-25 центов, которые полагаются владельцам HDMI.
Разъёму DP просто не повезло в первые годы существования. Впрочем, компьютеры всё чаще оснащаются сразу парой Display Port современного стандарта версии 1.4. И на его основе «родился» другой популярнейший стандарт с огромными перспективами: «младший брат» Дисплей-порта…
Mini DP (Mini DisplayPort)
![]()
Миниатюрный, удобный и максимально распространённый Mini DisplayPort уютно приютился на панели ноутбука
Вместе с HDMI и категорически устаревшим VGA, разъём Mini DisplayPort встраивается едва ли не в каждый компьютер и ноутбук. На его стороне все достоинства «старшего брата», плюс миниатюрные размеры – идеальное решение для постоянно утончающихся ноутбуков, ультрабуков, и даже смартфонов с планшетами.
Передача аудиосигнала, чтобы не докупать к монитору отдельные колонки? Пожалуйста – сколько вам каналов? Стереоскопия даже в 4K? Да, пусть интерфейсу и придётся поднапрячь все свои электронные мускулы. Совместимость? Переходники на рынке есть самые разнообразные, едва ли не на любой другой разъём. Будущее? Стандарт Mini DP живёт и развивается.
Внешние интерфейсы для подключения периферии USB
![]()
Разъёмы Universal Serial Bus (USB) предназначены для подключения к компьютеру таких внешних периферийных устройств, как мышь, клавиатура, портативный жёсткий диск, цифровая камера, VoIP-телефон (Skype) или принтер. Теоретически, к одному host-контроллеру USB можно подключить до 127 устройств. Максимальная скорость передачи составляет 12 Мбит/с для стандарта USB 1.1 и 480 Мбит/с для Hi-Speed USB 2.0. Разъёмы стандартов USB 1.1 и Hi-Speed 2.0 одинаковы.
Различия кроются в скорости передачи и наборе функций host-контроллера USB компьютера, да и самих USB-устройств. USB обеспечивает устройства питанием, поэтому они могут работать от интерфейса без дополнительного питания (если USB-интерфейс даёт необходимое питание, не больше 500 мА на 5 В). Всего существует три типа USB-разъёмов.
Разъём «тип A»: обычно присутствует у ПК. Разъём «тип B»: обычно находится на самом USB-устройстве (если кабель съёмный). Разъём мини-USB: обычно используется цифровыми видеокамерами, внешними жёсткими дисками и т.д.
USB «тип A» (слева) и USB «тип B» (справа).
Кабель расширения USB (должен быть не длиннее 5 м).
![]()
Разъёмы мини-USB обычно встречаются на цифровых камерах и внешних жёстких дисках.
![]()
Логотип USB всегда присутствует на разъёмах.
![]()
Кабель-двойник. Каждый USB-порт даёт 5 В/500 мА. Если нужно больше питания (скажем, для мобильного жёсткого диска), то данный кабель позволяет питаться и от второго USB-порта (500 + 500 = 1000 мА).
![]()
Оригинально: в данном случае USB всего лишь обеспечивает питание для зарядного устройства.
Адаптер USB/PS2.
Кабель FireWire с 6-контактной вилкой на одном конце и 4-контактной на другом.
Под официальным названием IEEE-1394 скрывается последовательный интерфейс, повсеместно использующийся для цифровых видеокамер, внешних жёстких дисков и различных сетевых устройств. Его также называют FireWire (от Apple) и i.Link (от Sony).
На данный момент 400-Мбит/с стандарт IEEE-1394 сменяется 800-Мбит/с IEEE-1394b (также известным как FireWire-800). Обычно устройства FireWire подключаются через 6-контактную вилку, которая обеспечивает питание. У 4-контактной вилки питание не подводится. Устройства FireWire-800, с другой стороны, используют 9-контактные кабели и разъёмы.
![]()
Эта карта FireWire обеспечивает два больших 6-контактных порта и один маленький 4-контактный.
6-контактный разъём с питанием.
4-контактный разъём без питания. Такой обычно используется на цифровых видеокамерах и ноутбуках.
Назначение выводов 15ти контактного разъема для подключения аналогового монитора
|
№ |
Назначение |
Сигнал цветного монитора |
Сигнал монохромного монитора |
|
1 |
Красный |
Красный |
Нет вывода |
|
2 |
Зеленый |
Зеленый |
Вход видеосигнала |
|
3 |
Синий |
Синий |
Нет вывода |
|
4 |
Свободный |
Свободный |
Нет вывода |
|
5 |
Корпус |
Тестирование |
Тестирование |
|
6 |
Контрольный красный (корпус) |
Контрольный красный |
Контрольный красный |
|
7 |
Контрольный зеленый (корпус) |
Контрольный зеленый |
Контроль видеосигнала |
|
8 |
Контрольный синий (корпус) |
Контрольный синий |
Нет вывода |
|
9 |
Управление |
Нет вывода |
Нет вывода |
|
10 |
Контроль синхроимпульсов (корпус) |
Корпус |
Корпус |
|
11 |
Сигнал ID монитора |
Корпус |
Нет вывода |
|
12 |
Сигнал ID монитора |
Свободный |
Корпус |
|
13 |
Синхронизация по горизонтали |
Сигнал синхронизации по горизонтали |
Сигнал синхронизации по горизонтали |
|
14 |
Синхронизация по вертикали |
Сигнал синхронизации по вертикали |
Сигнал синхронизации по вертикали |
|
15 |
Свободный |
Нет вывода |
Нет вывода |
Заключение
Сегодня мы рассмотрели очень важный вопрос, в котором необходимо разобраться для того, чтобы самостоятельно собрать свой персональный компьютер. Я уверен, что смог вам дать нужную базу знаний и у вас не должно более возникнуть проблем с тем, как подключить переднюю панель к материнской плате.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Если у вас остались вопросы, то прошу вас пройти в комментарии и оставить их там. Я уверен, что смогу ответить на них, а также помочь вам. Не скромничайте и не стесняйтесь!
А на этой ноте закончим данную статью и попрощаемся вплоть до момента следующей публикации.





























