Суеверия с точки зрения науки: почему мы верим в сверхъестественное?

Human nature

Детали исследования

Исследователи проанализировали исторические записи из 114 разных обществ, от кочевых охотников-собирателей в Африке до современных городских жителей в Европе и Азии. Они выяснили, какие явления люди пытались объяснить с помощью сверхъестественного.

Авторами исследования являются Джошуа Конрад Джексон, постдок из Келлогской школы менеджмента Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл, и Брок Бастиан, профессор психологии из Университета Мельбурна. Они работали в сотрудничестве с другими учеными из США, Австралии, Великобритании, Германии и Японии. Их исследование опубликовано в журнале Nature Human Behaviour и доступно онлайн. Интеллектуалы, такие как Эдвард Тайлор и Дэвид Юм, считали, что религиозные убеждения, возможно, возникли как средство объяснения природных явлений.

В исследовании проводились различные эксперименты, чтобы проверить гипотезу о том, что люди чаще прибегают к сверхъестественным объяснениям для естественных явлений, чем для социальных. Например, в одном эксперименте участникам показывали видео с разными событиями, такими как землетрясение, убийство или свадьба, и просили их оценить вероятность того, что эти события были вызваны сверхъестественными силами.

В другом эксперименте участникам давали тексты с описанием разных явлений, таких как болезнь, война или праздник, и просили их выбрать наиболее подходящее объяснение из четырех вариантов: научное, сверхъестественное, случайное или неизвестное. В обоих экспериментах участники чаще выбирали сверхъестественные объяснения для естественных явлений, чем для социальных.

Кто подвержен магическому мышлению?

И все же, даже если вы не причисляете себя ни к одной из существующих религий, это не значит, что вы не подвержены магическому мышлению. Профессор университета Пенсильвании, психолог Пол Розин решил проверить как магическое мышление влияет на нашу повседневную жизнь. В одном из своих ранних экспериментов, команда Розина попросила испытуемых выпить сок, в который ранее окунули полностью продезинфицированного таракана. Большинство отказались пить сок, зная, что никаких опасных патогенов в нем нет. Другим испытуемым исследователи предложили съесть суп, в который они сами плюнули, однако такой суп никто не захотел есть. Также, испытуемые предпочли не надевать чистую одежду человека, который им не нравится и не хотели есть шоколад в форме фекалий, хотя от шоколада в привычной форме не отказались.

Однако ситуация становится еще интереснее, когда речь заходит о маркетинговых приемах. В одном из проведенных исследований, в продуктовую корзину покупателя положили печенье и упаковку женских гигиенических прокладок. Оказалось, что когда коробка печенья контактировала с упаковкой прокладок, покупатели с меньшим удовольствием ели печенье. Причем чем большее отвращение человек испытывал к женским гигиеническим прокладкам, тем меньше ему нравилось есть печенье. Абсурд, не так ли? Тем не менее, в результате эксперимента маркетологам предложили добавить в корзину еще одно отделение, чтобы избежать подобных контактов.

Не лишены абсурдна и противники ГМО. Так, 71% опрошенных признались, что не понимают что это такое и все равно негативно относятся к генно-модифицированным продуктам. Кажется странным? На самом деле такая позиция — еще один пример магического мышления. Согласно закону подобия, выведенного Фрэзером, человек думает, что если он съест ГМО, то и сам станет ГМО.

На самом деле примеров магического мышления в повседневной жизни огромное количество. Что же касается причин его возникновения, то Джеймс Фрэзер считал, что человек всегда искал нечто общее в законах природы, чтобы извлечь для себя пользу. И в этом длительном поиске большое количество идей оказались правильными, а другие нет. Правильные идеи британский антрополог называл наукой, ошибочные — магией. 

Последние новости сегодня

  • Tesla Cybertruck: большинство опрошенных не хотят покупать новинку

    5 дней

  • Биткоин удерживает уровень выше 43 тыс. долларов после резкого роста на 16% за неделю

    5 дней

  • Молодые поколения китайцев предпочитают вложения в золото традиционным инвестициям

    5 дней

  • Забастовка в Голливуде заканчивается: актеры и сценаристы отступают

    5 дней

  • Илон Маск в поисках миллиарда долларов: предприниматель ищет средства на собственную ИИ-компанию

    5 дней

  • Hitachi Vantara представляет Pentaho+: упрощенная платформа для генеративного искусственного интеллекта

    6 дней

  • Индийская компания Adani Green получила финансирование на 1,36 млрд. долларов для развития зеленой энергетики

    6 дней

  • Биткоин преодолел отметку в 41 тыс. долларов: одобрение спот-ETF и рыночная динамика стимулируют рост

    6 дней

Brief history of the concept[]

In pre-modern scientific understandings of nature, human nature is understood with reference to final and formal causes. Such understandings imply the existence of a divine interest in human nature, and/or the existence of an ideal, «idea,» or «form» of a human which exists independently of individual humans.

The existence of an invariable human nature is a subject of much:} historical debate, continuing into modern times. Most famously, Darwin gave a widely accepted scientific argument that humans and other animal species have no truly fixed nature. Before him, the malleability of man had been asserted by Jean Jacques Rousseau.

Since the mid-19th century, the concept of human nature has been called into question by thinkers such as Hegel, Marx, Nietzsche, Sartre, a number of structuralists and postmodernists.

Scientific perspectives such as behaviorism, determinism, and the chemical model within modern psychiatry and psychology, are ambivalent regarding human nature. They can be offered to explain its origins and underlying mechanisms, or to demonstrate capacities for change and diversity which violate the concept of human nature.

Кто больше склонен верить

Также выяснилось, что женщины намного больше склонны верить в Бога, чем мужчины. Это показал опрос, проведенный сотрудниками Университета Эссекса. В нем приняли участие более девяти тысяч жителей Британии 1970 года рождения. Среди опрошенных представителей сильного пола 54 процента назвали себя атеистами или агностиками. Среди же представительниц слабого пола таковых оказалось всего 34 процента.

Больше всего в существование Бога верят представители мусульманской конфессии. Около 88 процентов мусульман заявили: у них нет никаких сомнений в том, что Аллах существует.

В то же время, всего 35 процентов мужчин и целых 60 процентов женщин сообщили, что верят в загробную жизнь. Причем это не всегда имело отношение к вере в Бога. Так, четверть из объявивших себя агностиками признались, что веруют в жизнь после смерти. А почти треть назвавших себя верующими, но временами испытывающими сомнение в существовании Бога, отрицали загробную реальность…

«Вера или неверие в Бога и в жизнь после смерти не всегда идут рядом. Почти треть респондентов, верящих в Бога, не верят в загробную жизнь», — прокомментировал руководитель исследования профессор Дэвид Воас.

Так что все относительно: люди могут верить в иррациональное начало и бессмертие души, не будучи религиозными, и наоборот. Трудно подобрать какие-то общие критерии, поясняющие, почему человек верит в те или иные вещи. Возможно, тут играет роль личный опыт или опыт близких…

Supernatural explanations for natural events

In total, our research sample included historical records from 114 diverse societies.

These ranged from nomadic hunter-gatherer groups in Africa (such as the ǃKung people), to fishing and horticultural societies from the Pacific Islands (such as people from the Trobriand Islands), to large «complex» societies with modern technology and written records (such as the Javanese, Malay and Turkish societies).

For each society, we read through ethnographic texts and identified supernatural explanations that were commonly held across its people. We then identified the source of the explanation.

We were particularly interested in whether supernatural explanations focused on «natural» phenomena—events that had no clear human cause such as disease, natural disasters and drought—or whether they focused on human-caused «social» phenomena such as wars, murder and theft.

We found explanations for all these various phenomena in our survey. For example, the Cayapa people of the Ecuadorian rainforest attributed lightning, a natural phenomenon, to the Thunder spirit, who carried a large sword that glinted when he used it in combat.

And the Comanche people of the great American plains explained the timing of war, a social phenomenon, using dreams from medicine men.

However, our results also revealed a striking gap: supernatural explanations for natural phenomena were much more prevalent than for social phenomena.

In fact, nearly all the societies we surveyed had supernatural explanations for natural phenomena such as disease (96%), natural disasters (92%) and drought (90%). Fewer had supernatural explanations for warfare (67%), murder (82%) and theft (26%).

Что такое вера в сверхъестественное?

Вера в сверхъестественное – это убеждение в существовании и реальности явлений и сил, которые выходят за рамки естественного мира и не могут быть объяснены научными познаниями. Такие явления и силы могут быть представлены как божественные или духовные существа, событиями и чудесами, а также как нечто абсурдное и неправдоподобное.

Для многих людей вера в сверхъестественное играет важную роль в их жизни. Люди ищут в сверхъестественном ответы на сложные вопросы и находят утешение и надежду в вере в невидимые силы и миры. Вера в сверхъестественное может быть как источником наслаждения и благоденствия, так и причиной страдания и конфликтов.

Одной из форм выражения веры в сверхъестественное является религия. Религия позволяет укреплять стремление человека к связи с высшей, духовной силой и создавать мощную эмоциональную и моральную связь между верующими. Религия также может пойти вразрез с научными знаниями, которые рассматривают сверхъестественное как нечто недоказуемое и фантастическое.

Таким образом, вера в сверхъестественное несет в себе огромный потенциал для влияния на жизнь человека и общества в целом.

Индивидуальный жизненный опыт

Каждый человек имеет свой индивидуальный жизненный опыт, который сформирует его веру в мистику или науку. Те, кто встречался с феноменами, которые наука еще не может объяснить, склонны верить в силы, выходящие за рамки научной логики и теорий.

Опыт людей может рассказывать им о том, что наука может быть неполной и недостаточной, и что некоторые вещи не могут быть пояснены научными фактами. Это приводит к тому, что люди могут больше верить в мистические и сверхъестественные явления, потому что они имеют опыт, который не может быть объяснен научными методами.

Также есть люди, которые склонны верить в мистику из-за личных переживаний и мыслей. Например, если человек чувствует, что у него есть интуиция или что он может общаться с духами умерших, то он склонен верить в мистику, потому что это подтверждает его личный опыт.

Однако, люди также могут принимать научные факты и исследования, которые могут противоречить их личным убеждениям и опыту. Таким образом, вера в мистику или науку всегда будет зависеть от индивидуального жизненного опыта каждого человека.

Психологические объяснения

Психологические объяснения веры в сверхъестественное основываются на различных аспектах человека и его психологическом функционировании. Они могут быть связаны с такими факторами, как:

  • Потребность в контроле и предсказуемости. Люди могут верить в сверхъестественное, чтобы попытаться объяснить и контролировать непредсказуемые и непонятные события в своей жизни. Верить в то, что существуют высшие силы или судьба, позволяет им чувствовать себя защищенными и спокойными.
  • Страх и неопределенность. Светские и научные объяснения мира не всегда могут дать ответ на все вопросы. Люди могут обратиться к сверхъестественному, чтобы заполнить эти пробелы в знаниях и справиться со своими страхами перед неизвестностью. Верить в существование призраков или духов может дать им ощущение понимания и контроля над непонятными событиями.
  • Социальное влияние и принадлежность. Вера в сверхъестественное может быть общепризнанным и распространенным в определенной культуре или группе. Люди могут придерживаться веры в сверхъестественное из соображений социального влияния и стремления к принадлежности к определенной группе людей.

Психологические объяснения веры в сверхъестественное помогают нам понять, почему люди стремятся к вере в невидимое и непонятное. Они связаны с потребностью в контроле, страхом перед неопределенностью и стремлением к социальной принадлежности и разделяемым ценностям.

Потребность в контроле

Верующие в сверхъестественное часто считают, что таким образом они получают дополнительный контроль над ситуацией. Религиозные обряды, молитва, амулеты и другие ритуалы могут давать людям ощущение, что они могут влиять на свою судьбу и избежать нежелательных последствий.

Кроме того, вера в сверхъестественное может быть способом справиться с непредсказуемыми и страшными событиями. Когда мы сталкиваемся с трагедиями, болезнями или потерями, мы ищем объяснения и причины. В таких ситуациях многие обращаются к вере, надеясь, что она поможет им найти утешение и контроль над происходящим.

Таким образом, потребность в контроле является одним из мощных мотивов, по которому люди прибегают к вере в сверхъестественное. Она позволяет им почувствовать себя более уверенно и защищено в неопределенном и испытательном мире.

Искажение восприятия

Восприятие человека подвержено различным искажениям, которые могут влиять на то, как мы видим и интерпретируем мир вокруг нас. Некоторые из этих искажений являются более распространенными и могут быть связаны с нашими когнитивными предпочтениями, эмоциональным состоянием или субъективным опытом.

Одним из примеров искажения восприятия является эффект подтверждения. Люди имеют тенденцию видеть и запоминать только ту информацию, которая подтверждает их существующие убеждения и представления. Это может привести к тому, что они искаженно интерпретируют реальность и отвергают научные объяснения в пользу своих субъективных убеждений о сверхъестественном.

Другим примером искажения восприятия может быть эффект внимания. Человек может отмечать и запоминать только те события или явления, которые кажутся ему необычными или неподдающимися объяснению. Это может создавать иллюзию того, что сверхъестественные явления происходят с большей частотой, чем есть на самом деле.

Искажение восприятия также может быть связано с эмоциональным состоянием человека. Люди, находящиеся в состоянии стресса, тревоги или страха, могут быть более склонны видеть сверхъестественные объяснения или искать смысл там, где его нет, чтобы справиться с непредсказуемостью и неопределенностью.

Таким образом, искажение восприятия играет важную роль в понимании, почему люди верят в сверхъестественное и отвергают научные объяснения. Понимание этих искажений поможет научным и психологическим исследователям разрабатывать эффективные стратегии коммуникации и доверительные отношения с теми, кто склонен верить в сверхъестественное.

Почему мы всегда верим в чудо: роль психологии

По своей природе человек склонен искать объяснения всему, что его окружает. Мы стремимся понимать законы мироздания и искать ответы на жизненные вопросы. Веру в сверхъестественное можно рассматривать как проявление этой потребности в понимании мира.

Психология объясняет, что вера в чудеса может иметь эмоциональную основу, которая возникает в ситуациях, когда мы чувствуем себя бессильными или потеряли управление над ситуацией. Некоторые люди прибегают к религии или вере в сверхъестественное, чтобы снять волнение и попытаться найти ответы на вечные вопросы о жизни и смерти.

Однако, психологические триггеры, такие как страх, надежда, желание увидеть чудо, могут оказывать влияние на то, что мы рассматриваем как «чудеса». Это может включать в себя случайности, удачу, или просто качества объекта или события.

Кроме того, вера в чудеса может быть укреплена социальными факторами, такими как восприятие этого явления как чего-то общественно важного или принимаемого в коллективе. В нескольких религиозных культурах и традициях, чудеса играют важную роль и имеют особый статус

В итоге, вера в чудо может быть сложным сочетанием эмоций, социальных факторов и религиозных убеждений. Она может служить как личной поддержкой, так и инструментом культурной идентификации.

Chapter References

ABC News (2018, Mar 10) 20/20 Mar 9 Part 2: Adopted twins were separated and then part of a secret study. Retrieved November 17, 2019, from https://www.youtube.com/watch?v=0-2FFsuitO4

Benjamin, J. (2017, March 31). Cancer: Nature Vs. Nurture. Retrieved November 17, 2019, from https://marybird.org/blog/olol/cancer-nature-vs-nurture

Biography.com Editors. (2019, August 28). Charles Darwin Biography. Retrieved November 17, 2019, from https://www.biography.com/scientist/charles-darwin.

Cherry, K. (2019, July 1). The Age Old Debate of Nature vs. Nurture. Retrieved November 19, 2019, from https://www.verywellmind.com/what-is-nature-versus-nurture-2795392.

David L, “Social Learning Theory (Bandura),” in Learning Theories, February 7, 2019, https://www.learning-theories.com/social-learning-theory-bandura.html.

Det medisinke fakultet. (2016, January 26). Epigenetics: Nature vs nurture. Retrieved November 17, 2019, from https://www.youtube.com/watch?v=k50yMwEOWGU

Everywhere Psychology. (2012, August 28). Bandura’s Bobo Doll Experiment. Retrieved November 19, 2019, from https://www.youtube.com/watch?v=dmBqwWlJg8U.

FuseSchool-Global Education. (2019, August 27). Nature vs Nurture | Genetics | Biology | FuseSchool Retrieved November 18, 2019 from https://www.youtube.com/watch?v=EmctxRcmloc

Gervais, M. (2017, August 31). Dr. Albert Bandura – The Theory of Agency. Retrieved November 19, 2019, from https://art19.com/shows/minutes-on-mastery/episodes/a1cef11d-e32c-4f03-ba4a-262a91268f4c.

Johnson W, Turkheimer E, Gottesman II, Bouchard TJ Jr. Beyond Heritability: Twin Studies in Behavioral Research. Curr Dir Psychol Sci. 2010;18(4):217–220. doi:10.1111/j.1467-8721.2009.01639.x

Kamran, F., PhD. (2016). Are siblings different as ‘day and night’? parents’ perceptions of nature vs. nurture. Journal of Behavioural Sciences, 26(2), 95-115. Retrieved from https://ezproxy.kpu.ca:2443/login?url=https://search-proquest-com.ezproxy.kpu.ca:2443/docview/1864042019?accountid=35875

Merriam-Webster. (2019). Retrieved November 17, 2019 from https://www.merriam-webster.com/dictionary/epigenetics

McLeod, S. A. (2016, Feb 05). Bandura – social learning theory. Simply Psychology. https://www.simplypsychology.org/bandura.html

McLeod, S. A. (2018, Dec 20). Nature vs nurture in psychology. Simply Psychology. https://www.simplypsychology.org/naturevsnurture.html

Miko, I. (2008) Gregor Mendel and the principles of inheritance. Nature Education 1(1):134

Morehouse, A. T., Graves, T. A., Mikle, N., & Boyce, M. S. (2016). Nature vs. nurture: Evidence for social learning of conflict behaviour in grizzly bears. PLoS One, 11(11) doi:http://dx.doi.org.ezproxy.kpu.ca:2080/10.1371/journal.pone.0165425

Rose, H., & Rose, S. (2011). The legacies of francis galton.Lancet, the, 377(9775), 1397-1397.doi:10.1016/S0140-6736(11)60560-6

Shorland, G., Genty, E., Guéry, J.-P., & Zuberbühler, K. (2019). Social learning of arbitrary food preferences in bonobos. Behavioural Processes, 167. https://doi-org.ezproxy.kpu.ca:2443/10.1016/j.beproc.2019.103912

TED-Ed. (2013, March 12). How Mendel’s pea plants helped us understand genetics. Retrieved November 17, 2019, from https://www.youtube.com/watch?v=Mehz7tCxjSE.

Thesaurus.Plus . (n.d.). Retrieved November 17, 2019, from https://thesaurus.plus/thesaurus.

Turkheimer, E. (2000). Three laws of behavior genetics and what they mean. Current Directions in Psychological Science9(5), 160–164. https://doi-org.ezproxy.kpu.ca:2443/10.1111/1467-8721.00084

Winch, J. (2012, Mar 08). Genius with a finger on the pulse of discovery: Birmingham-born sir francis galton was a victorian genius. but today he would be thought a racist because of the controversial interest for which he is best remembered – eugenics. jessica winch reports. Birmingham Post. Retrieved from https://ezproxy.kpu.ca:2443/login?url=https://search-proquest-com.ezproxy.kpu.ca:2443/docview/926809806?accountid=35875

Conclusion

Freudian perception of morality is based upon the concept of empathy, such that any behavior associated with social evil is condemned by every society. According to Freud’s view on human nature, most individuals within the society accept adopting the principles and rules that guard against inflicting harm on others since no one desires evil behaviors against him or his family. The morality of an individual is majorly based on the behavioral actions which guarantee continuity within societies.

Morality is less associated with one’s thoughts since it is more revealed in an individual’s actions. Freud argued that what prevents an individual from inflicting harm on others is the fear of consequent results of community actions against him rather than empathy (Carpendale and Krebs, 1995).

Чем меньше знаний, тем больше суеверий

Считается также, что чем меньше знаний у человека, тем он более суеверен. Это относится также и к религии. Недавно американские ученые, исследуя связь между восприятием священных текстов и уровнем образования, обнаружили, что малообразованные люди больше склонны к буквальному толкованию содержания Библии (это называется библейским литерализмом). То есть они воспринимают все описанное в Библии как реально происходившие события, не анализируя ее на предмет аллегорий и элементов мифологии, а также литературного вымысла. Именно такие люди наиболее догматичны, и Библия для них является истиной в последней инстанции…

Почему люди больше верят мистике, чем науке?

Потребность в чудесах

Человек всегда стремился к тому, чтобы все его желания исполнялись мгновенно и без труда. Однако, реальность часто оказывается далека от этого и факты могут быть не такими, как хотелось бы. Именно поэтому, люди начинают верить в мистику и чудеса.

Мистика и чудеса представляют собой возможность исполнения любого желания, даже самого невероятного. Благодаря этому, люди попадают в иллюзию и становятся часто готовы принимать ложные факты за истину, просто потому что это проще.

Однако, наука чаще всего является скучной и неинтересной для многих людей, которые желают быстро и легко получать желаемые результаты. Наука требует от человека знаний, терпения и контроля собственных эмоций, что у большинства может вызывать отторжение.

Таким образом, потребность в чудесах свойственна людям во все времена и вера в мистику произрастает из желания получить желаемый результат без большого труда и усилий.

Исследование о вере в приметы представителей разных профессий

Команда американских ученых во главе с Эриком Хамерманом из Университета Тулейна в Новом Орлеане попыталась выяснить, почему представители некоторых профессий — например, политики, военные, артисты и спортсмены — чаще других верят в приметы и склонны соблюдать определенные ритуалы накануне ответственных мероприятий.

Сначала исследователи предположили, что в таких областях, как политика, военное дело, искусство и спорт, нет определенности и трудно повлиять на последствия совершаемых действий… Однако в науке тоже далеко не все определенно, и тем не менее, ученые не так суеверны…

Тогда экспертам пришло в голову, что к религии и вере в приметы обращаются чаще те люди, которые работают на результат — скажем, участвуют в различных конкурсах и состязаниях. Чтобы проверить эту версию, они обратились к нескольким добровольцам, попросив их поучаствовать в ряде конкурсов и викторин. Но в одних случаях участникам говорили, что это нужно только для «проверки читаемости шрифтов», а в другом — что их ответы будут оценивать психологи.

При этом в процедуру тестирования специально вводились различные «приметы» типа изменения цвета фона на экране монитора. Также испытуемым предлагалось принести с собой «талисман» или выбрать его среди предложенных предметов…

Оказалось, что если добровольцам говорили, что их ответам будет даваться оценка, они предпочитали полагаться на приметы — например, самостоятельно выбирать цветовой фон для викторины или использовать «талисманы» вроде «счастливой» ручки, которой они заполняли анкету. В ряде случаев те, кто полагался на иррациональное начало, действительно показывали лучшие результаты. По мнению Хамермана, вера в «помощь потусторонних сил» придавала им уверенности в себе. Но, с другой стороны, подчеркнул ученый, эта вера не сделала их более умными или знающими.

Почему мы нуждаемся в вере в чудо?

Вера в сверхъестественное и возможность чудес – это одна из самых преданных и зачастую неосознанных потребностей человеческой психики. Почему? Все дело в том, что жизнь представляется нам темной, запутанной и полной неожиданностей. То, что происходит вокруг нас, не всегда объяснимо и понятно, а проблемы кажутся необъятными.

Вера в чудо позволяет нам:

  • Надеяться на лучшее. Когда мы верим, что есть высшая сила, которая обеспечивает порядок во вселенной, мы начинаем надеяться на лучшие дни.
  • Получать ответ на большие вопросы. Почему мы здесь? Что будет после смерти? Вера в сверхъестественное может помочь ответить на эти и многие другие вопросы.
  • Переживать трудные времена. Когда жизнь становится тяжелой, чудо может показаться единственным способом справиться с проблемой. Вера в чудо помогает найти силы и душевный покой.
  • Держать надежду на успешное будущее. Когда верим в чудеса, мы надеемся на изменение к лучшему. Это позволяет нам держать голову высоко и не падать духом в перед лицом трудностей.

Конечно, не всегда что-то необъяснимое или неожиданное является чудом. Иногда просто тяжело принять реальность, когда жизнь нам не улыбается. Но вера в чудо дает нам надежду и мотивацию для поиска ответа на вопросы, которые так терзают нас в нашей не простой жизни.

Два закона симпатической магии

Закон подобия (или имитации)

Вооружившись масштабным объемом данных, Джеймс Фрэзер вывел принципы, на которых основывается магическое мышление — два закона симпатической магии. Симпатическая магия — это форма колдовства, согласно которой все предметы, схожие по внешнему виду, либо побывавшие в контакте друг с другом, образуют прочную магическую связь. Фрэзер назвал первый принцип законом подобия или имитации. Звучит знакомо, не так ли? Основа карго-культа, как и магии вуду берет свое начало именно из этого принципа симпатической магии — подобное необходимо вызывать подобным. Хотите навредить человеку? Сделайте куклу вуду, проткните ее иголками и человек умрет. Хотите, чтобы на ваш остров доставили одежду, припасы и палатки — имитируйте действия военных и будет вам счастье. Неудивительно, что закон подобия прочно обосновался в современной культуре. Одним из наиболее ярких примеров служит знаменитое произведение Оскара Уайльда “Портрет Дориана Грэя”, в котором вместо героя стареет подобный ему его же портрет.

Теперь столкнувшись с магией вуду, вы будете знать как ей противостоять (спойлер — никак)

Закон заразности (магия контакта)

Главный принцип закона заразности гласит — один раз в контакте, всегда в контакте. Фрэзер приводит в пример малазийских аборигенов, основным оружием которых являются лук и стрелы. Так, подстрелив врага, но не убив его, аборигены клали лук и стрелы поближе к костру, полагая, что “жжение” костра перейдет к стреле а потом к раненому врагу, причинив ему страшную боль. Однако лучше всего магию контакта иллюстрирует популярное лечение ран так называемой оружейной мазью, которая состояла из жира диких кабанов или других животных. Мазь наносили не на рану, а на оружие, которое эту самую рану нанесло. От подобного лечения очень многие были в восторге, связывая его с собственным выздоровлением. Возможно, вы удивитесь, но закон заразности прекрасно работает и сегодня, так как на смену оружейной мази пришла гомеопатия. Тот самый принцип “один раз в контакте — всегда в контакте” объясняет, как действующее вещество остается действующим после многократного разведения в воде. А если по какой-то причине вы не знали о том, что гомеопатия — это лженаука, рекомендуем ознакомиться с меморандумом Комиссии по борьбе с лженаукой при Президиуме Российской Академии Наук “О лженаучности гомеопатии”, в котором подробно изложены доказательство того, что вылечить какие-либо болезни при помощи сладких шариков невозможно, так как в них нет действующего вещества.

В следующий раз, когда врач выпишет вам гомеопатию, помните, что если человек получил медицинское образование, это не значит, что он его взял

Supernatural beliefs evolve as societies expand

The global prevalence of naturally focused supernatural explanations is one of the most striking findings from our research. It’s partly surprising because current major religions such as Christianity and Islam are very social institutions.

Contemporary Christians rely on their religious beliefs as more of a social and moral compass, rather than a way to understand the weather. Similarly, the Bible seeks to explain a variety of social phenomena. The story of Cain and Abel explains the origin of murder, while the Book of Joshua explains the supernatural causes of the war that destroyed Jericho.

So how might we explain the contrast between supernatural explanations in modern-day Christianity, and supernatural explanations among traditional societies, as told through historical records? One of our findings could provide a clue.

We found societies develop more supernatural explanations for social phenomena as they get bigger and more complex. More populous societies with currency and land transport were more likely to explain events such as theft and warfare using supernatural principles than small hunter-gatherer and horticultural groups.

We can’t say with certainty why this is. It may be because people know and trust each other less in bigger societies, and this translates to beliefs in witchcraft and sorcery. Or perhaps people in larger complex societies are more concerned about issues such as warfare and theft, and therefore more likely to develop supernatural explanations for them.

Intellectuals such as Edward Tylor and David Hume thought religious beliefs may have originated as a means of explaining natural phenomena.

Although our study can’t shed light on the origins of religion, it does corroborate this idea. But beyond that, it also shows that societies are more likely to turn to religion to make sense of the social world as they get larger and more complex.

More information:
Joshua Conrad Jackson et al, Supernatural explanations across 114 societies are more common for natural than social phenomena, Nature Human Behaviour (2023). DOI: 10.1038/s41562-023-01558-0

This article is republished from The Conversation under a Creative Commons license. Read the original article.

Citation:
Supernatural beliefs have featured in every society throughout history: New research helps explain why (2023, April 4)
retrieved 11 December 2023
from https://phys.org/news/2023-04-supernatural-beliefs-featured-society-history.html

This document is subject to copyright. Apart from any fair dealing for the purpose of private study or research, no
part may be reproduced without the written permission. The content is provided for information purposes only.

Недостаточная вера в науку

Одной из проблем, которая приводит к тому, что люди больше верят мистике, чем науке, является недостаточная уверенность в научных фактах и выводах. Часто люди не имеют достаточных знаний и понимания в определенной области науки, и поэтому им трудно принимать ее результаты. Кроме того, некоторые люди склонны доверять своим интуитивным ощущениям и личному опыту, не признавая общепринятых научных теорий и законов.

Возможным источником недоверия к науке является также ее особенность постоянно продвигаться вперед, обновлять свои знания и развиваться. Для некоторых людей это может выглядеть как отрицание старых и проверенных теорий, что вызывает сомнения в новых результатах и выводах.

Кроме того, наука не обладает всемогущей силой и не может решать все проблемы, которые волнуют людей. Некоторые вопросы, связанные с религией, духовностью и моралью, не могут быть рассмотрены в рамках строго научного подхода, что может приводить к поиску ответов в мистических учениях и верованиях.

Заключение: Недостаточная вера в науку может стать причиной того, что люди больше доверяют мистике, чем науке. Для того, чтобы преодолеть эту проблему, необходимо расширять знания и понимание в области науки, а также держать ум открытым для новых результатов и выводов.

Further reading[]

  • Noam Chomsky & Michel Foucault, The Chomsky-Foucault Debate: On Human Nature (New Press, 2006).
  • Sigmund Freud, The Future of an Illusion (Norton).
  • David Hume, A Treatise on Human Nature (Oxford University Press, 2007, originally 1739/1740).
  • Christopher J. Berry, Human Nature (MacMillan, 1986).
  • Martin A. Miller, Freud and the Bolsheviks: Psychoanalysis in Imperial Russia and the Soviet Union (New Haven, CT 1998).
  • Louis P. Pojman, Who Are We? (Oxford University Press, 2005).
  • Harvey B. Sarles, Language and Human Nature (University of Minnesota Press, 1985).
  • Leslie Stevenson, The Study of Human Nature, 2nd ed. (Oxford University Press, 1999).
  • Leslie Stevenson & David Haberman, Ten Theories of Human Nature, 4th ed. (Oxford University Press, 2004).
  • Edmund O. Wilson, On Human Nature (Harvard University Press, 2004).
  • Introduction and Updated Information on the Seville Statement on Violence
  • Albert Low, 2008. «The Origin of Human Nature: A Zen Buddhist Looks at Evolution, Sussex Academic Press. ISBN 9781845192600
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Узнай Инфо
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: