Союз таланта и оборотистости
Карл Фаберже не был просто талантливым и трудолюбивым мастером-ювелиром или просто оборотистым дельцом, умеющим найти спрос на свой товар и получить доход хоть из воздуха. В нем соединилось то и другое, причем в весьма удачной пропорции.
Фаберже сам владел ремеслом ювелира, по-настоящему понимал, что и как в этом деле происходит чисто технически. Обладал он и развитым художественным вкусом, который не ленился совершенствовать. В результате он был способен сам разрабатывать для своей фирмы уникальные изделия (хоть и те же пасхальные яйца с сюрпризами), и проекты были пригодны для реализации. На деле ведь довольно сложно сделать грамотный проект какого-либо изделия, если не иметь представления о технологии его производства – недолго невозможное напридумывать!
Яйца Фаберже
Личная ювелирная практика помогала Фаберже и в выборе талантливых работников. Он без труда мог оценить уровень квалификации мастера, изучив его изделие или понаблюдав за работой.
А еще он умел таких мастеров к себе переманивать, делать так, чтобы они хотели трудиться именно на него. Да, свои знаменитые яйца и множество других ценных вещей Фаберже делал не сам – он только организовывал производство. И тут вступали в дело его оборотистость дельца и организаторские способности. Он мог наладить производство так, чтобы там все работало хорошо и приносило большой доход.
Результатом же такого симбиоза стали вещи, имеющие огромную художественную ценность. Конечно, жаль, что большинство из них потеряны для России, в том числе и из-за необходимости обмена их на продовольствие или производственное оборудование (хотя ныне кое-что возвращается обратно). Но художественные творения такого уровня и не могут с полным правом считаться принадлежностью одной страны или народа – это мировое достояние.
Петер Карл Фаберже
Друзья, в юности я впервые услышала о Карле Фаберже. Подумалось, что он француз. В советские времена его имя не очень часто упоминалось. Значительно позже, к моему удивлению, я узнала, что всемирно известный ювелир — наш! Он родился, жил и работал в Санкт-Петербурге. Досье:
- полное имя — Петер Карл Фаберже;
- дата рождения — 30 мая 1846 г.;
- знак зодиака — Близнецы;
- место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя;
- дата смерти — 24 сентября 1920 г. (74 года);
- место смерти — Лозанна, Швейцария;
- род деятельности: ювелир;
- отец — Густав Фаберже. Мать — Шарлотта Юнгштедт;
- сыновья: Евгений, Агафон, Александр, Николай.
Его отец Густав происходил из немецкой семьи французских корней. Он был скромным ювелиром, имевшим свое дело с 1841 г. Мать — Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника.
Петер Карл Фаберже
История Успеха
Когда Карлу исполнилось 14 лет, семья переехала в Дрезден. Оттуда отец посылает сына в путешествие по Европе. Он останавливается на длительное время во Франкфурте-на-Майне. Там он начинает осваивать ювелирное дело. Затем путешествие продолжается во Флоренции и в Париже.
После возвращения в Россию, в возрасте 24 лет, он взял ювелирную фирму отца в свои руки. Из небольшой ювелирной мастерской она быстро становится крупнейшим предприятием Петербурга с несколькими филиалами. В Москве с 1887 года, Одессе (1890 г.), Лондоне (1903 г.) и Киеве (1905 г.).
Фаберже-младший неутомимо изучает все известные в ювелирном деле приемы, посещает музеи и библиотеки. Он не пропускает ни одной художественной выставки и повсюду знакомится с молодыми дарованиями.
Его отличало редкое умение находить таланты, убеждать их в переезде в далекий и таинственный Петербург, а потом создавать условия, при которых они могли вполне раскрыться.
В 1870 г. штат фирмы уже насчитывает 100 человек (позднее он вырастает до 500). Главным источником идей и судьей воплощенных замыслов всегда и при любых условиях оставался непревзойденный Фаберже.
Личной заслугой успешной фирмы стало широкое использование в практике отечественных поделочных камней-самоцветов, которые прежде считались «неювелирными». Алтайские, уральские, забайкальские самоцветы смело сочетают с драгоценными металлами и камнями.
Поставщик Высочайшего двора
Первый ошеломляющий успех пришел в 1882 г. На Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве продукция фирмы получает золотую медаль. Через год мастер получает заказы двора. Фаберже вскоре начинает именоваться «Поставщиком Высочайшего двора» с правом иметь на вывеске изображение Государственного герба.
Карл Фаберже и талантливые мастера его фирмы создали первое ювелирное яйцо в 1885 г. Оно было заказано царем Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны.
Императрица была так восхищена подарком, что гениальный мастер, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно. Каждому изделию следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз. Это было единственным условием.
Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию. Каждое яйцо было неповторимым мировым шедевром.
На Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Карл завоевывает «Grand Prix». Французское правительство награждает его орденом Почетного Легиона.
Слава фирмы росла, как снежный ком. Его заказчиками становятся дворы Европы, в первую очередь — Англия, восточные монархи, крупные промышленники, финансисты и другие знаменитости.
Ассортимент производимых изделий был широк до чрезвычайности. Кроме ювелирных украшений изготавливали часы, табакерки, портсигары, сувениры, сервизы, столовое серебро, шкатулки и миниатюрные скульптурные игрушки.
Вдали от родины
Но тут Октябрьская революция 1917 г. внесла свои коррективы. «Дом Фаберже» был закрыт в ноябре 1918 г. Чудом, и только при помощи британского правительства, владельцу удается эмигрировать за границу. Сначала в Германию, а потом в Швейцарию.
Но поднимать все заново уже не было сил, да и средств не хватало. В 1920 г. Петер Карл Фаберже умирает в бедности вдали от родины и своих творений. Вместе с его смертью заканчивается и блестящая эра Фаберже.
В этом видео дополнительная информация «Карл Фаберже: биография»
Друзья, если вы считаете статью «Карл Фаберже: биография великого ювелира» интересной — поделитесь в соц. сетях. Спасибо! Заходите на сайт за новыми историями!
Личная жизнь
Будучи сам продолжателем отцовского дела, Карл Фаберже и детей своих желал видеть наследниками не состояния своего, но дела. И ему повезло – в личной жизни ювелира все сложилось идеально с точки зрения способного немецкого предпринимателя.
В октябре 1872 года Петер Карл женился на Августе-Юлии Якобс. Она стала его единственной супругой и похоронена с ним вместе на кладбище в Каннах. В этом браке родилось четыре сына.
Жена — Августа-Юлия Якобс
Евгений (1874-1960) стал художником, причем преуспел не только в дизайне ювелирных изделий, но и в портретном жанре. Он имел профильное ювелирное образование и, переехав в 1923 году в Париж, стал вместе с братом организатором фирмы «Фаберже и Ко».
Агафон (1876-1951) оказался самым сложным и авантюрным из братьев. Он был оценщиком драгоценностей. С отцом поссорился в 1916 году из-за ложного обвинения в краже. После революции Агафон Фаберже в 1922-1927 гг. работал в Гохране, занимаясь оценкой. Затем нелегально перешел границу вместе с семьей и осел в Финляндии. Он жил в Хельсинки до конца дней. Источником существования была огромная коллекция марко – Агафон был выдающимся филателистом и располагал ценнейшими экземплярами.
Александр (1877-1852) был работником отцовской фирмы, а в 1919 году стал экспертом в Наркомпросе. Неизвестно, грозили ли ему какие-то реальные неприятности от новых властей, но Александр эмигрировал и стал в Париже компаньоном старшего брата Евгения.
Николай (1884-1939) не имел необходимости эмигрировать после революции. Он жил в Лондоне с 1906 года, работая в британском филиале отцовской фирмы.
Есть также сведения, что уже в почтенном возрасте (после 50 лет) Карл Фаберже увлекся некоей Амалией Крибель, чешской певицей. Периодически он выезжал в путешествия в ее обществе, хотя о разводе с женой и речи не было. Во время Первой мировой войны выяснилось, что Амалия Крибель работает на разведку Австрии и Германии. Из-за связи с ней у Фаберже даже были неприятности.
«Убежденный в своей бездарности»: восход Фаберже
Откуда у российского ювелира такая необычная фамилия? Фаберже — гугеноты, бежавшие в Россию из Франции после принятия новых законов против протестантов. Настоящей фамилией беженцев была Фаври, но ее изменили с переездом на Fabergé. На французский манер для почтенной публики Санкт-Петербурга. Так решил глава семейства, талантливый ювелир и отличный бизнесмен Густав Фаберже.
Сын Петер Карл родился в 1846 году уже в Петербурге. Тогда у Густава был собственный магазин на Большой Морской, открытый еще в 1842. Однако когда первенцу исполнилось 15 лет, семья переехала в Германию. Отец не оставил юноше выбора, назначив его своим наследником. Чему, впрочем, парень совершенно не возражал!
Карл поступил в Дрезденскую школу изобразительных искусств. Не один день провел в сокровищнице «Зеленый Свод», самом большом в Европе хранилище драгоценностей. Затем был образовательный тур, в ходе которого молодой человек неустанно впитывал секреты мастерства венецианцев, саксонских камнерезов и французских эмальеров. Но юный Фаберже не просто учился — тут и там он налаживал деловые контакты, подбирал умельцев, которые в будущем смогут работать на него.
Наконец, наследник закончил Коммерческий колледж Шлосса в Париже. Блестящий профессионал с многогранным образованием — искусствоведческим, ювелирным, управленческим. Ему исполнилось 24 года. Карл был полностью готов вернуться в Россию — продолжать дело отца.
Когда же наследнику минуло 26, он занял заслуженное место у руля отцовской фирмы. Но не как мастер, а как менеджер, вдохновитель и судья. Под его началом было более ста талантливых специалистов — художников, огранщиков, камнерезов. Себя же он никогда не считал мастером — напротив, был убежден в собственной бездарности. Когда Карла Фаберже однажды спросили, что же нужно, чтобы постичь ювелирное дело, он с грустной улыбкой произнес: «Без битья мастерству не научиться. Меня не били — вот ничего и не вышло».
Даже будучи управителем фирмы, Карл Густавович не находил предосудительным бесплатно работать реставратором в Эрмитаже. Ведь это такой шанс набраться опыта у старых мастеров! Фаберже немало времени посвятил каталогизации музейных ценностей, что позволило ему изнутри изучить ювелирные техники, позже примененные в великолепных изделиях собственной фирмы.
Революция и спасение драгоценных изделий
Когда отгремела Октябрьская революция, большевики стали распродавать художественные сокровища императора. Церкви и музей были разграблены, полотна из Эрмитажа проданы, следом «ушли с молотка» диадемы, короны, ожерелья, а также яйца Фаберже. В 1925 году всем иностранным представителям в СССР разослали каталог ценностей императорского двора. В 1928 году были изъяты семь яиц Фаберже, которые посчитали «малоценными», а также еще 45 предметов.
Именно это спасло произведения искусства от переплавки. Так, например, в целости осталось уникальнейшее творение Фаберже — яйцо «Павлин». Оно сделано из тончайшего хрусталя и золота, а внутри сидит эмалированный механический павлин. Когда его снимали с дерева, он поднимал хвост и даже мог ходить. Никогда более в мире не было создано ничего подобного.
Королевские традиции
Издревле в России существовала традиция разрисовывать пасхальные яйца. В императорской семье Александр III эту традицию слегка трансформировал. Он хотел однажды удивить императрицу Марию Федоровну и заказал для нее яйцо с секретом. Оно открывалось, и можно было достать золотую курочку, а внутри нее — миниатюрную корону и подвеску с рубинами. От такого подарка императрица пришла в восторг.
Автором таких изделий был не кто иной, как Карл Фаберже. Только он мог выполнить такую тонкую работу. Император предоставлял ему свободу творчества во всем, он мог создавать драгоценные яйца любой тематики. Главное, чтобы внутри каждого из них находился сюрприз. Это были либо алмазная копия короны, либо механический лебедь, либо золотая миниатюра дворца, корабля, кареты. Также мастер создавал крошечные портреты царской семьи на мольбертах. Это был верх ювелирного мастерства.
Создание ювелирной легенды
Карл Фаберже сам владел ювелирным ремеслом и был способен изготовить стоящую вещь собственными руками. Но прославился он все же благодаря работе не руками, а головой – его самые знаменитые идеи воплощали в жизнь другие, специально подобранные, мастера.
После возвращения в Петербург (скорее всего с 1867 года) Карл Фаберже стал работать в Эрмитаже, реставрируя исторические драгоценности из дворцовой коллекции. Таким образом он получил возможность изучать стиль и художественные приемы лучших мастеров прошлого.
В начале 1870-х (называют 1870-й и 1872-й годы) молодой ювелир официально занял место своего отца в руководстве фирмой (Фаберже-старший фактически удалился от дел после переезда в Дрезден)
Внимание нового руководителя семейного дела привлекал новаторский стиль модерн. Также он был сторонником приоритета художественности ювелирного изделия над его номинальной стоимостью
Наряду с золотом, бриллиантами и драгоценными камнями Карл Фаберже использовал дерево, олово, кварц, недорогие самоцветы. Также он очень любил технологию эмали.
Знаменитым имя Карла Фаберже стало в 1882 году. Изделия его фирмы (являющиеся копиями и вариациями на тему древних драгоценностей античного времени) были выставлены на Всероссийской художественно-промышленной выставке. Они привлекли внимание императора Александра III и его жены.
В 1885 году ювелир получил первый высочайший заказ – от императора на пасхальный подарок любимой супруге. Этим подарком стало первое «яйцо Фаберже», называемое «Куриным». Белая эмаль имитировала скорлупу, а внутри яйцо было устроено по принципу матрешки: золотой желток скрывал в себе золотую же курочку, внутри которой пряталась крошечная драгоценная корона и рубиновое яичко-кулон. Подобные изделия были популярны несколько ранее в Дании, а императрица была датской принцессой.
После изготовления первого пасхального подарка императрице Карл Фаберже получил официально право именоваться поставщиком императорского двора. Это было почетное звание, дававшее целый ряд привилегий.
В этом же 1885 году работы Фаберже получили награду международной выставки в Нюрнберге.
В 1888 году успех был повторен в Копенгагене.
В 1896 году в компании Фаберже работало уже 455 человек. Он сам присматривался к мастерам на разных выставках и других мероприятиях и отбирал себе лучших. Это были не только русские подданные – Фаберже брал работников любых национальностей, ориентируясь только на их способности.
В честь коронации Николая II, состоявшейся в мае 1896 года, фирмой Фаберже было создано особенное «коронационное» яйцо, в котором скрывался точный макет коронационной кареты. Ювелир Георг Штейн работал над нею более года, до 16 часов в день.
В 1897 году изделия фирмы завоевали награду в Стокгольме.
В 1899 году фирма Фаберже начала строительство большого четырехэтажного здания в Петербурге. Если ранее ее фактически составляла сеть мастерских, то теперь Карл Фаберже собирал своих работников под одной крышей. В этом же здании разместились магазин и личные апартаменты главы фирмы.
В 1900 году фирма Фаберже завоевала золотую медаль Всемирной выставки в Париже. Сам ювелир удостоился награждения орденом Почетного легиона.
В 1911 году Фаберже был присвоен статус придворного ювелира.
В 1917 году фирмой Фаберже было изготовлено последнее пасхальное яйцо для императорской семьи. Всего их было 52 – по одному в год в правление Александра III и по два (для вдовствующей и правящей императриц) – при Николае II. Второе яйцо 1917 года осталось незаконченным – в связи с революцией. Всего же фирма изготовила не менее 71 яйца – кроме императора, их заказывали Юсуповы, Ротшильды, Нобель. Однако фирма обслуживала не только богатейших людей страны и мира – в ее ассортименте были также недорогие вещи (украшения, чарки, портсигары), доступные «среднему классу».
После октября 1917 года все имущество фирмы Фаберже было национализировано – включая материалы, драгоценные камни и металлы. Уже готовые изделия потом массово оказывались в собственности зарубежных богатых коллекционеров, так как продавались для получения остро необходимой стране валюты в рамках процедуры, названной писателем Ю. Семеновым «бриллианты для диктатуры пролетариата».
В 1918 году сам Карл Фаберже выехал за границу – сперва в Ригу, потом в Берлин, Франкфурт-на-Майне, Хомбург, Висбаден. Переезды были связаны с желанием убежать от революции, а революционные события в тот период разгорелись на множестве территорий.
В Висбадене он прожил до мая 1920 года. Затем в связи с болезнью сердца семья вывезла его в город Лозанна в Швейцарии. Там Фаберже и умер от сердечного приступа 24 сентября 1920 года.
Ювелир Карл Фаберже
Мастера и изделия
С 90-х годов работает камнерезная мастерская (лучший мастер Петр Дербышев). Карл Густавович не первый ювелир, который занимался фигурками людей, животных, растений, но первый, кто начал сочетать неблагородные и благородные металлы, камни полудрагоценные и драгоценные, эмаль, жемчуг, горный хрусталь. Резные животные напоминали нецке (у мэтра имелась коллекция), но были настолько искусны, словно окаменели в момент движения. Из самоцветов выполнялись мастерами Фаберже аксессуары: пеналы для очков, набалдашники тростей, ножи для разрезания бумаги, много другого.
Яйцо с колоннадой,
выполненное из
цветного золота и платины
покрытое эмалью и
бриллиантами. 1905 г.
Ювелир Генрих Вигстрем
Любимыми произведениями маэстро были цветы, сделанные столь реалистично, что не верилось, будто это камень и металл. Вазы Фаберже из горного хрусталя, которые удерживали ветки, казались наполненными настоящей водой. Наибольшая коллекция растений мэтра принадлежит Британскому Королевскому семейству. Александра Датская, супруга английского короля Эдуарда VII и сестра императрицы Марии Федоровны, прикупила в свое время немало вещиц у Фаберже, в том числе и двадцать растительных композиций.
Золотая корзинка с ландышами
1901 год
Ведущим специалистом обработки драгоценных камней и металлов был А. В. Хольфстрем, который руководил мастерской. С 1903 г. его сменил сын Альфред. Поскольку лучшие умельцы работали на предприятии постоянно, а на смену им часто приходили их сыновья, многие технические секреты фирмы не ушли за ее пределы.
Ковш. Витражная эмаль. Ф.Рюккерт
По эскизам своих художников для форм и росписей, фарфор Фаберже заказывал в Мейсене и Лиможе. На изделиях стояло два клейма: фарфорового завода и ювелирной фирмы. Статуэтки, столовые аксессуары, обеденные, кофейные, чайные сервизы Фаберже нередко в мастерских дополнялись золотом, серебром, камнями, слоновой костью.
Работа с эмалями крайне сложна. Главный специалист Николай Петров сумел добиться более 20 тысяч различных оттеночных цветов. Третий сын Фаберже Александр ездил в Париж изучать опыт европейских эмальеров. Оказалось, что их умение значительно уступает изяществу, разнообразию цвета и легкости российских мастеров.
На столовые приборы Фаберже из серебра спрос был необыкновенный. Кроме мастерской в Питере, с 1887 г. открылось московское отделение, где изготавливались сервизы и настольные украшения из серебра. Сын Александр заведовал фабрикой. Лучшим мастером был Юлий Раппорт. Он добился невероятной виртуозности с этим, любимым ювелирами, металлом. В серебро же оправлял Фаберже хрусталь и стекло. Прозрачные кувшины, бокалы, пуншницы, фруктовницы, салатники Фаберже умельцы дополняли серебряными лапами, крыльями, головами, птиц и животных.
Запрет в России на курение в общественных местах и на улице действовал до середины XIX в. После отмены закона сразу же в моду вошли портсигары и мундштуки. Лучшими были портсигары от Фаберже. Ими занимались портсигарщики-монтировщики, делавшие еще и коробки, шкатулки, табакерки. Изделия столь тонкой работы, что не всегда можно было найти линию, разделяющую крышку с корпусом, и непонятно, где шарниры, а где петли. Механизм, открывавший крышку, порой мог найти только владелец.
В художественных мастерских работали 14 постоянных талантливых художников. Среди них миниатюристы Якобсон, Соломенко, Зуев, скульпторы Савицкий, Гринберг (ученик Родена), Илинская-Андреолетти, Луиджи Буцци. Их годовой заработок составлял по 6–10 тысяч рублей. Работать приходилось сверхурочно даже по ночам, фирму редко кто покидал. Великий мастер сотрудничал с Бенуа, Серовым, Шехтелем, Крыжицким.
Граверы, чеканщики, а в каждой мастерской закрепщики, токари, гильешеры, шлифовальщики трудились более 12 часов ежедневно. Только 29 человек занималось изготовлением упаковок для украшений.
Карл Густавович рассматривал внимательно каждый проект, а все этапы самых сложных и дорогих заказов контролировал лично. Любые стадии работ выполнялись только специалистами. Все изделия Фаберже неизменно были качественными и уникальными.
Последние годы жизни
С началом Первой мировой войны, мастерские Фаберже были вынуждены свернуть ювелирные работы и переключиться на изготовление вещей для военных нужд: ручные гранаты, скромные портсигары, значки, которыми награждали солдат.
Свершившаяся революция смела монархию и обрекла на гибель все ею порожденное. Непревзойденные ювелирные шедевры Карла Фаберже да и сам великий мастер оказались ненужными и даже враждебными новой власти. В ноябре 1918года Карл Густавович под видом дипкурьера навсегда покинул родину.
Жизнь в Швейцарии, в стесненных обстоятельствах, только усугубили душевные муки. 24 сентября 1920 года знаменитый ювелир тихо угас в Лозанне вследствие самого безжалостного недуга — бессмысленности существования. «Такая жизнь – это уже не жизнь, если я не могу работать и приносить пользу» — так он сам прокомментировал неизбежность своего скорого ухода.
Как устроены яйца Фаберже
* Видео взято с сайта музея Фаберже в Санкт-Петербурге http://fabergemuseum.ru
Другие статьи про Фаберже:
- Декоративно-прикладное искусство в изделиях Фаберже
- Пасхальное яйцо Фаберже с моделью яхты Штандарт
- Пасхальное яйцо Фаберже «300 лет дому Романовых»
- Зашифрованные слова любви в пасхальных яйцах Фаберже
Карл Густавович Фаберже
Петер Карл Фаберже родился в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 года (18 мая по юлианскому календарю). Его отец, родившийся в Германии, Густав Фаберже, поселился в Санкт-Петербурге в 1842 году и занимался дизайном и производством предметов декора. Эту традицию продолжил его сын, унаследовав семейный бизнес в 1872 году. Его матерью была датчанка Шарлотта. Юнгштедт, выходец из артистической семьи.
Фаберже были выходцами из Франции и по вероисповеданию были протестантами (гугенотами). После преследований своих единоверцев со стороны католической Франции в конце XVII века они укрылись в районе Большого Берлина, а с 1800 года — в Эстонии, оккупированной царской Россией.
Петер Карл Фаберже (1846 – 1920)
Петр Карл Фаберже, после первых писем в Петербурге, учился в Школе искусств и ремесел в Дрездене, Германия, где первоначально поселилась его семья в 1860 году, а затем в Коммерческом училище замка в Париже. В 1872 году, после долгого путешествия по Европе, он вернулся в Петербург и женился на Августе Джулии Якобс. В течение следующих десяти лет он учился у партнера своего отца Питера Пендина и глубоко изучил ювелирное искусство. В это же время мастерская Фаберже взялась за ремонт экспонатов знаменитого петербургского музея «Эрмитаж».
После смерти Пендина в 1882 году Петер Карл Фаберже взял на себя управление семейным бизнесом и вскоре стал признанным выдающимся дизайнером, получив высокую клиентуру среди европейских королевских дворов. Он начал создавать сложные декоративные предметы из драгоценных и полудрагоценных материалов, таких как золото, серебро, малахит и нефрит, вдохновленный декоративным искусством, которое процветало во Франции при Людовике XVI.
С помощью его четырех сыновей мастерская Фаберже вскоре прославилась своими оригинальными творениями, такими как человеческие фигуры, рамки, цветы, украшения животных и особенно знаменитые императорские пасхальные яйца, изготовленные из драгоценных материалов (металлов и камней), которые они очаровал царский и другие королевские дворы Европы.
Советуем почитать: Иван Варваций
Царь Александр III заказал первое из этих яиц для императрицы Марии Федоровой в 1884 году, а его преемник Николай II продолжил традицию, ежегодно заказывая у Дома Фаберже два яйца: одно для своей матери и одно для супруги императрицы Александры. Эта традиция продолжалась до Октябрьской революции (1917 г.), когда было изготовлено 54 пасхальных яйца Фаберже, отличавшихся друг от друга.
С 1882 по 1917 год Дом Фаберже со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге и независимыми мастерскими в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне создал около 200 000 драгоценных миниатюр. На пике своего развития в компании работало 500 сотрудников.
В октябре 1918 года, через год после начала Октябрьской революции, предприятие было национализировано. Фаберже едва удалось бежать, после чего они обосновались в Лозанне, где 24 сентября 1920 года Петер Карл скончался от горя.
Советуем почитать: Диор Кристиан
«Так продолжаться не может!»: закат и революция
Первым ударом по дому Fabergé стала Первая Мировая. Ювелир был вынужден переориентировать производство на изготовление медицинского инструмента, гранат и другого оборудования для войны. Мастеров призвали на фронт, прибыльный лондонский филиал пришлось закрыть. Карл Густавович ожидал, что с перемирием все изменится, но все происходившее стало лишь началом конца для его бизнеса.
Потом грянула революция. Семья Фаберже не стала дожидаться принятия декрета ВЦИКа «Об отмене частной собственности на Недвижимость в городах». Уже 72-летнему ювелиру под видом курьера пришлось спешно покинуть Россию. Он тогда не знал, что и с вынужденно оставленными в Петербурге драгоценными произведениями искусства придется расстаться навсегда. Несмотря на то, что Карл Густавович передал свой дом на Морской под защиту швейцарской миссии, это не уберегло его коллекцию от грабежа. Все драгоценности были украдены, кроме тех, что хранились в сейфе, — его просто не смогли вскрыть.
«Так жить нет смысла!» — горестно сказал Карл Фаберже, узнав, что случилось с его наследием. Побег из России, кража коллекции подорвали дух пожилого человека. Он не мог творить на чужой земле. Ненадолго пережив свое любимое дело, Карл Густавович скончался в 1920 году.
Стиль и техники
Стиль Фаберже носит печать изящества и подлинной строгой элегантности, свидетельствующая о высочайшем мастерстве, которое не бросается в глаза, но проявляется в кажущейся легкости, в глубине красок эмали, в неожиданных сочетаниях различных оттенков материалов. Общими узнаваемыми чертами изделий дома также являются скромность материалов и простота их использования. Нескончаемый поток полезных вещей – портсигаров, ламп, часов, барометров, спичечных коробков, рамок для картин, кнопок звонков, лорнетов, театральных биноклей, ножей для резки бумаги, булавок, всевозможных ящичков, коробочек и шкатулок, чернильниц, сигаретниц, флаконов для духов, письменных приборов и т. д. – превосходили друг друга своей изобретательностью. Каждая из них обладала изысканной формой и совершенством, была мгновенно узнаваема и символизировала статус владельца.
Самое большое историческое влияние на творчество Карла Фаберже оказала Франция XVIII века. Он воспроизвел технику, применявшуюся в то время, главным образом, метод гильошированного эмалирования, когда эмаль тонким, прозрачным слоем кладут на гравированную поверхность. Эта работа была очень трудоемкой, связанной с решением сложных технологических задач. Стеклянные смеси и окисленные металлы необходимо было нагреть до такой степени, чтобы они начали светиться, причем эмаль (прозрачная или непрозрачная) накладывалась обычно в несколько слоев. Особый переливчатый эффект некоторых изделий фирмы Фаберже достигался за счет нанесения первым слоя полупрозрачной эмали с оранжевой тенью и последующим нанесением нескольких слоев прозрачной эмали. Иногда между слоями клали золотую фольгу. Декорирование резьбой по металлу (гильоширование поверхности) усиливало зрительный эффект.
Для того чтобы удовлетворить вкусы более консервативных заказчиков, Фаберже применял клаузонированное эмалирование для создания произведений в традиционном Русском стиле. Для этого на серебряной поверхности с помощью металлической проволоки делались ячейки, которые потом заполнялись разноцветной эмалью. Характерными чертами этих произведений были яркие цвета и традиционный стиль цветочных узоров.
Выемчатое эмалирование – еще один метод, применявшийся Фаберже. Здесь эмалью заполнялись канавки, а затем накладывали еще один слой, покрывавший поверхность около канавки. Также использовалась техника plique-a-jour, когда каждая ячейка имела собственный переливающийся цвет.
Вдохновение Карла Фаберже пробуждали многие произведения различных эпох и стилей: от готики до Возрождения, а в поздних работах – эпохи Людовика XIV и стиля ампир. Влияние старорусского стиля особенно заметно в изделиях из серебра. В конце века Фаберже немного увлекся стилем Ар Нуво. Мотивы Дальнего Востока, в частности, японского искусства, идентифицируются в серии цветов и в вырезанных из камня фигурках животных. Фаберже был очень космополитичен в своем творчестве, обладал обширными знаниями, а вкусы его заказчиков сильно отличались друг от друга. И как личность, и как коммерсант, он бдительно следил за изменениями в общественных настроениях и моде, и это отражалось на его произведениях. Тем не менее, эклектичность, присущая его наследию, не производит впечатления дисгармонии.
Новое правительство, пришедшее к власти после революции 1917 года, принесло с собой хаос и разрушение. Конец дома Романовых означал и конец Фаберже. Как и многие, Карл с семьей эмигрировал из России. Он умер в Лозанне 24 сентября 1919 года.