Кристофер Ллойд.
Кристофер Ллойд – гуру английского садоводства, чьих взглядов слушались и придерживались.
Лучшая его работа – это собственный сад в Дикстер, Восточный Суссекс.
Его стиль ландшафтного дизайна довольно тонкий и смелый, Ллойд не признавал скуку. Не зря он снискал славу авангардиста, его стиль –это смешение стилей.
Нестриженный газон, классические розы, вдруг замененные на экзотические растения – во всем этом видна рука Кристофера Ллойда. Большинство людей узнало о нем из его книг – «Организованные сады», «Лиственные растения» и др.
Благодаря ему английские сады расцвели буйными красками: Ллойд умел прекрасно сочетать цвета, используя при этом растения.
VLADIMIR SITTA
Vladimir Sitta’s Garden of Australian Dreams in Canberra is quite small but incredibly dramatic. A stylised map of the area, it gives the impression there’s a volcano erupting
This Czech landscape architect emigrated to Australia in the Eighties, before founding his company, Terragram. His inclusion here is based on one garden I know of, the Garden of Australian Dreams in Canberra. It’s quite small but incredibly dramatic. A stylised map of the area, it gives the impression there’s a volcano erupting. Sitta doesn’t subscribe to the idea that gardens have to be beautiful; he contemplates horror and turbulence. A masterful use of such a small space.
MARY REYNOLDS
Mary Reynolds manages to walk a delicate line between the twee and the beautiful with her gentle sculpturing of the land, appreciation of natural materials and use of Celtic symbolism
In 2002 Reynolds became the only ever Irish gold-medal winner at the Chelsea Flower Show. She went on to design a garden at Kew and has worked with the BBC and RTE. I find her work very simple and beautiful. Above is ‘Brigit’s Garden’ in County Galway, Ireland, with a sculpture of a crouching woman cast in bronze beside a womb-like branch shelter. Ordinarily I wouldn’t be in tune with her sort of style myself, because it has a touch of whimsy about it, but she manages to walk a delicate line between the twee and the beautiful with her gentle sculpturing of the land, appreciation of natural materials and use of Celtic symbolism, employed in a quite modern and clean way. I think we’ve been through a period in gardens where people were obsessed with everything being contemporary. That’s relaxed a little now, and she can take some of the credit.
Китай и Япония
Ландшафтный дизайн Китая, Японии и Кореи разительно отличался от европейского. Отношение к природе в Азии всегда было связано с философией и религией.
Садовое искусство Китая развивается в направлении свободного пейзажного стиля. Но в северной части Китая предпочитают разбивать большие сады, а в южной — малые. Но основные признаки всех китайских садов одинаковы. Обязательная часть сада — пруды. Их очень много и они различны, вокруг них обычно расположены дворцовые постройки. Широко используются и парковые сооружения — беседки, веранды, галереи, платформы, мосты. Постройки, окрашенные в яркие цвета, выгодно смотрятся на фоне зелени парков. Растения очень разнообразны по составу. Здесь используются и хвойные (кедры, сосны, можжевельники и др.), и лиственные (клен, дуб китайский, и др.), а также применяются и плодовые деревья (слива, груша, вишня и др.) деревья.
Особенно любимы красивоцветущие растения и цветы. Скульптуры используются очень редко, основное предпочтение отдается камням. Ими оформляют берега водоемов и каменистые садики.
Японский сад также формируется исключительно в пейзажном стиле. Хотя по размеру он совсем небольшой, можно сказать даже крохотный. Типы японских садов — это плоский сад и холмистый сад. Интересно, что главную часть этих садов составляют вовсе не растения, а вода и камни. Вода присутствует в форме водоема либо водопада, камни же организовывают объемно-планировочное пространство сада. В «сухих» садах мелкая галька и песок символически представляют воду. Ассортимент растений в японских садах весьма разнообразен. Предпочтительны красивоцветущие деревья и кустарники, а вот цветов, как ни странно, очень мало. Зато очень активно используются сооружения малой архитектуры: скамьи, ограды, мосты, ворота, каменные светильники. Основная черта сада — японская символика, пронизанная синтоизмом — исконной японской религией.
Роберто Берль Маркс.
Наполовину немец, наполовину бразилец, Роберто Берль Маркс жил и работал в Бразилии вплоть до своей смерти в 1994 году.
По натуре живописец, он смог оригинальным способом передать идеи и текстуру графического дизайна с листка бумаги и ткани на землю.
Это был совершенно новый чрезвычайно новаторский подход.
Его стиль стал известен как «бразильский» или «живопись растениями по земле». Его конечная цель — создать хитрые и динамические пейзажи.
Скалы, водоемы, каменные элементы, тротуаров, дорожек, перголы, скамейки — архитектурные элементы и скульптурные произведения формируют ландшафт в комплексной и сбалансированной основе.
Помимо открытия нового стиля в ландшафтном дизайне, Роберто Берль Маркс — один из первых своих соотечественников стал критиковать уничтожение тропических лесов. Он также отстаивал использование местных видов растений в ландшафте в то время, когда на них не обращали внимания. Маркс стал национальным героем, что очень необычно для ботаника.
Чарльз Дженкс.
Чарльз Денкс родился в Балтиморе в 1939 году, затем переехал в Шотландию, где и создал свою самую известную работу — Сад космических размышлений.
С 1989 года до самой смерти в 1995 году, Дженкс и его жена, эксперт по китайским садам, встречались с садоводами и учеными, чтобы спроектировать ландшафт, где бы стыковались миры искусства, природы и науки.
Так, появился сад – вселенная с головокружительным рассказом о космосе.
Здесь можно увидеть вихри, ДНК, черные дыры, теории струн, и «Большой взрыв».
В саду есть пять основных направлений, связанных целым рядом искусственных озер, мостов и других архитектурных сооружений, в том числе большие белые лестницы и террасы, которые зигзагообразно спускаются вниз на зеленом склоне холма, представляя историю создания Вселенной. Чарльз Дженкс больше, чем просто ландшафтный дизайнер; он также дизайнер интерьера, архитектор и философ.
Древние сады
В Древнем Египте первые «сады для удовольствия» появились у богатых жрецов. Их изображения, где они отдыхают в тени деревьев и наслаждаются вкусом фруктов, можно увидеть на древнеегипетских фресках.
В садах жрецов выращивались различные виды цветов с изысканными ароматами, поверхность водоёмов была покрыта лотосами и нимфеями. А в эпоху царствования Клеопатры чаще выращивали садовые розы.
Всем известны висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Это сооружение состояло из 4 террас, возвышающихся друг над другом. Две нижние террасы были засажены деревьями, а верхние – кустарниками и цветами.
В Фивах – древнем городе Греции – широкое распространение в то время получила пергола. Это было такое «воздушное» сооружение, украшенное гроздьями винограда или другими растениями, которое тянулось вдоль всей территории двора. А беседки обвивали разные виды роз.
В Персии ландшафтное искусство начало развиваться благодаря созданию специальных парков наподобие сегодняшних заповедников, которые были
густо населены различными видами животных: кабанами, львами, парнокопытными. Но создавались эти парки отнюдь не для защиты животных, а для охоты на них.
И персы, чтобы обеспечить себе больший комфорт в процессе охоты, стали разбивать в парках клумбы, цветочные газоны, устанавливать павильоны для отдыха и фонтаны. Именно в Персии появились первые, аккуратно подстриженные живые изгороди, делившие парк на зоны с разным ландшафтом.
В таких странах, как Китай и Япония, пейзажное искусство зародилось в глубокой древности. Садовые стили в этих странах сформировались под влиянием древних философий и исконных религий, которые призывали к единению природы и человека. Садам Китая и Японии свойственна умиротворённость, спокойствие и тишина. В них обязательно присутствовали водные объекты, беседки и камни.
Коичи Курису.
Коичи Курису – дизайнер японских садов из США. Выпускник Университета Васэда в Токио, он является учеником Огата, одного из самых уважаемых ландшафтных дизайнеров Японии.
Сады Курису – это гармония света и тени, воды и камня, пространства и чувств. Они призваны восстановить душевное спокойствие, физическое и духовное равновесие находящих в нем людей.
Дизайнер применяет эту перспективу, начиная с его первых проектов в 1972 году, в частности в парке Портленд-Джапанес-Гарден в Портленде, штат Орегон.
Пространство парка разделено на 5 основных садов, каждый из которых имеет свою собственную концепцию.
Здесь представлены не только традиционные японские, но и характерные для этого региона растения.
Деревья, кустарники, папоротники и мхи растут в их естественном состоянии. Они искусно дополнены извилистыми дорожками, многочисленными ручьями, прудами и водопадами. Со всего этого великолепия открывается непревзойденный вид на гору Худ.
JAMES CORNER
James Corner’s High Line in New York is built on a mile-long stretch of elevated rail line that lay derelict for years before being reclaimed in 2005
Although he’s from Manchester, Corner’s most distinguished work with his company JCFO has been in the States. I recently visited his park the High Line in New York after hearing about it for ages. It’s built on a mile-long stretch of elevated rail line that lay derelict for years before being reclaimed in 2005. The project is hugely ambitious, but what really gets me going is how he’s approached a piece of disused land in a way no one else would contemplate. It features so many of the things I like in gardens, too, including the element of surprise. And Corner has a habit of undertaking-these transformations — he’s involved with another regeneration project on a huge landfill site on Staten Island. Perhaps the real test of a great garden is whether it attracts people who might otherwise be uninterested in such things. I think this does. It’s one of the great new attractions in New York, which is some feat in itself.
CAPABILITY BROWN
Capability Brown swept away the grand formal style and ushered in the era of man-made landscapes that looked very natural
The one landscape architect most people have heard of, ‘England’s greatest gardener’ rose from working-class stock to almost become part of the aristocracy as Royal Gardener. He swept away the grand formal style and ushered in the era of man-made landscapes that looked very natural. While his work at sites such as Blenheim Palace divides opinion, he created a romantic vision of England. His attitude was that he was perfecting the work God had started. A few years ago I did a documentary on him for the BBC, and using CGI we were able to demonstrate the scale of his work and the number of men it took to do it. It was amazing.
Источники
1.Авраменко, И. М. Деревья и кустарники в ландшафтном дизайне: «ИЗДАЬЕЛЬСЬВО АДЕЛАНТ»,2009. — 136 с.http://land.web-3.ru/landscapinghistory/.
2.Астахова Е. «Клуб семейного досуга». Харьков, 2009 . — 326 http://divnsad.ru/LAND/ISTORIA/Historia_1.html.
3. Бхаскаран Дизайн и время/ Бхаскаран, Лакшми. Арт-Родник, 2006. – 256 с. http://www.doml.ru/Landshaft/istoriland/landst.htm.
4. Курбанов В.Я. История дизайна. ВНИИТЭ, 1989. -80 с. http://kayrosblog.ru/post191145367.
- Верстка многополосных изданий
- История ландшафтного дизайна (различие стилей в разных странах)
- Гипертекстовая технология (Макетирование)
- Характерные особенности традиционной деревянной резьбы в русском народном искусстве 18-19 века
- Гипертекстовая технология
- «Модерн. Поиск нового стиля в Европе.» «Эксперименты с новыми материалами и дизайн-утопии»
- Эмпирические исследования свойств внимания (Психологические особенности исследования внимания)
- Виды атак на компьютерные сети
- Основные школы и направления современной макроэкономической теории
- Основные школы и направления современной макроэкономической теории. Гостиничный и ресторанный бизнес
- История преподавания психологии в России
- Технологии работы с ГТ и ММ ИТ
Искусство ландшафтного дизайна. Удивительные сады Чарльза Дженкса (Charles Jencks)
Великолепие ландшафтного дизайна. Садовое искусство Чарльза Дженкса
С того самого времени, как народ распробовал все прелести загородной жизни в особняках, на западный манер, мастера ландшафтного дизайна и специалисты по лэнд-арту (land art) надолго стали их добрыми друзьями, помогая как можно оригинальнее оформить декоративную лужайку перед домом и привести в порядок сад на заднем дворе. На западе же искусство ландшафтного дизайна шагнуло далеко вперед, и сады, созданные такими именитыми мастерами как британский архитектор Чарльз Дженкс (Charles Jencks), можно по праву считать настоящими шедеврами современного искусства, достойными украшать территорию королевской усадьбы.
Ландшафтного дизайнера, архитектурного критика и практикующего архитектора Чарльза Дженкса называют одним из лучших современных специалистов, а его работы неоднократно занимали первые места и выигрывали престижные премии международных архитектурных конкурсов и фестивалей. В свое время от получил степень магистра искусств в Гарварде, защитил диссертацию по истории архитектуры в Университетском колледже британской столицы, стал автором обширной монографии под названием «Язык архитектуры постмодернизма», однако не менее значимы и его достижения в области ландшафтного дизайна и лэнд-арта в целом. Одним из самых выдающихся проектов в этом направлении считается Garden of Cosmic Speculation («Сад космических размышлений»), созданный автором в Шотландии, возле небольшого городка Дамфрис. Согласно авторскому замыслу, этот сад представляет собой нашу вселенную в миниатюре.
Garden of Cosmic Speculation. Садовое искусство Чарльза Дженкса
Ключевой элемент удивительного сада-Вселенной — огромная лестница на 25 пролетов, которые отмечают важные вехи в космической истории. Начиная с верхнего пролета, который символизирует сегодняшний день, посетители проходят через 13 миллиардов лет космической эволюции. Наконец, в самом низу ступеньки скрываются под темной водой, — что означает тайну происхождения Вселенной. Такими же философскими и глубокомысленными являются и другие арт-проекты Чарльза Дженкса, в которых он мастерски сочетает естественный рельеф с искусственным, и природные процессы с научными.
Один из самых последний проектов дизайнера — сад под названием Northumberlandia (Северная богиня), расположенный на севере Англии. По заказу британской угольной компании, Дженкс создал гигантскую скульптуру богини земли, высота которой достигает 112 футов, а длина — 1300 футов. Этот проект автор планирует завершить в 2013 году, и тогда Северная богиня станет самой большой в мире человеческой фигурой, когда-либо использовавшейся в ландшафтном дизайне.
0.000000
0.000000
Жан-Поль Ганем.
Жан-Поль Ганем — французский ландшафтный дизайнер и художник, чьи работы представлены в Европе, Северной и Латинской Америке.
Он известен своими крупномасштабными ландшафтными конструкциями, расположенными на заброшенных городских или сельскохозяйственных объектах. Его подход к работе уникален. Жан-Поль Ганем объединяет экологические, социальные и даже исторические компоненты в ландшафте.
На территории бывшей городской свалки Монреаля им был разбит парк «Сад сенсоров» (the Garden of Sensors). Трубы, расположенные на его территории, используются как дополнительный источник энергии для ТЭЦ. Биогаз, получаемый из недр парка, отправляется прямиком туда.
Дизайн Жан-Поля Ганема – это сельскохозяйственные композиции, привлекающие к проблемам современного мира. Они выражены в геометрическом рисунке на плоских участках, использование зерновых культур (пшеница, рожь и др.) для создания тонких оттенков на кустарниковой и холмистой местности.
ANDRE LE NOTRE
Andre Le Notre was employed by Louis XIV to make a statement about his grandeur and his power. The message was that not only was the king in control of France, he was even in control of the landscape
The French landscape architect Le Notre was the principal gardener of Louis XIV, and left an indelible mark on places such as Versailles (above), Fontainebleau and Chantilly. He was employed by Louis XIV to make a statement about his grandeur and his power. The message was that not only was the king in control of France, he was even in control of the landscape. With an unlimited budget, it might seem quite an easy thing to do, but Le Notre’s eye for proportion was exceptional.
Различие стилей в разных странах
В каждой стране история ландшафтного дизайна складывалась по-своему. Вы, наверно, знаете, что есть итальянский стиль, французский и множество других. Формирование каждого стиля произошло не случайно. И не случайно каждый стиль приписывают какой-то одной стране. Зарождению определённых стилей способствовали, в первую очередь, рельеф и климат конкретной страны. Например, регулярные парки на холмистом рельефе называют итальянскими, а на ровной местности – французскими, сады с обилием цветов называют – голландскими и т.д.
Давайте посмотрим, как развивался ландшафтный дизайн с самых истоков.
HELEN DILLON
There isn’t a day in the year when you wouldn’t see 20 species in flower in Helen Dillon’s town garden on Sandford Road in Dublin
Dillon is a consultant and designer who lectures all around the world. Like Christopher Lloyd (No 9), a fan, she’s known for one garden — her town garden on Sandford Road in Ranelagh, Dublin. It’s brilliant, and there isn’t a day in the year when you wouldn’t see 20 species in flower there. She had the most amazing lawn which she took out in favour of a reflecting pool surrounded by limestone paving and hot and cold borders. It’s not a modern thing by any means, but it shows what can be done within the bounds of tradition and in a relatively small space. Hers is a real no-nonsense approach — hugely inspirational, albeit a bit snobby.
Пит Аудолф.
Пит Аудолф является одним из самых влиятельных дизайнеров ландшафта за последние 25 лет.
Эволюцией в его подходе к проектированию сада является то, что он смотрел, как ведут себя растения на протяжении всего их цикла роста.
Он был заинтересован в том, чтобы увядая, они выглядели также, как при цветении. Это позволяет его садам оставаться живописными в любое время года.
Самым известным из его творений является (Хай Лайн) High Line в Нью-Йорке. Парк в небе, протяженностью 1,4-километра — результат сотрудничества с дизайнерской студией DILLER SCOFIDIO + RENFRO.
Заброшенные надземные железнодорожные пути в Манхетенне уступили место зеленой зоне Хай Лайн с сезонной растительностью: рудбекия, васильки, сорняки Джо-Пай и Шенандоа (красное прутьевидное просо).
Цветы здесь предоставлены сами себе, работники лишь подстригают подросшую траву, которая выбивается из шпал. Сегодня это излюбленное место туристов и жителей города, функционирующее как наблюдательная площадка, место для прогулок и отдыха.
CHRISTOPHER LLOYD
Christopher Lloyd belonged to the tradition of the gentleman gardener, and everyone listened to his views. He could be quite daring in subtle ways — he once replaced a bed of roses with brash exotics
A name that’s impossible to leave off any list of great garden designers, Lloyd belonged to the tradition of the gentleman gardener, and everyone listened to his views. Much of his best work was achieved in his own garden in Great Dixter, East Sussex (above), but most people learnt of his knowledge through his books, such as The Well Tempered Garden, and his newspaper columns. He could be quite daring in subtle ways — he once replaced a bed of roses with brash exotics. I met him just before his death in 2006, and while I’m usually wary of meeting people like that, he was very gracious.
Мэри Рейнолдс.
В 2002 году Рейнольдс стала единственным лауреатом из Ирландии, завоевавшим золотую медаль Chelsea Flower Show.
Вдохновленная сельской местностью Уиклоу и ирландской мифологией, Мэри Рейнольдс создала стиль городских садов с душой дикой природы.
Здесь в природных материалах угадываются кельтские символы.
Неровная структура камня, скульптурные формы земли, мозаика в гармонии обитают с живыми структурами, созданные деревьями, как, например, верба и местными растениями, как боярышник и тысячелистник.
Сады Мэри Рейнольдс похожи на первобытную сказку и возвращают нас к истокам.
ROBERTO BURLE MARX
Roberto Burle Marx was a polymath interested in graphic design, tapestry, line and shape, and managed in a completely original way to transfer those ideas and textures from paper and fabric onto the ground
Anyone interested in 20th-century garden design would almost certainly have Marx towards the top of their list. Half-German and half-Brazilian, he lived and worked in Brazil until his death in 1994. He was a polymath interested in graphic design, tapestry, line and shape, and managed in a completely original way to transfer those ideas and textures from paper and fabric onto the ground. It was a brand new approach, hugely innovative and inspirational. I’ve visited his house just outside Rio, and it’s incredible, though more people will have seen his work along the Copacabana beachfront. The other key thing about him was that he was an early conservationist — one of the first of his countrymen to criticise the destruction of the rainforests. He also championed the use of native species at a time when they were overlooked. Marx became a national hero, which is very unusual for a gardener.
CHARLES JENCKS
Charles Jencks’ work is majestic, entertaining, inspirational and honest. He’s more than just a landscapist; he’s also an interior designer, an architect and a philosopher
Using the same materials and approach — turf, water for reflection and trees to frame views — as Capability Brown some 200 years earlier, Jencks has created a set of truly contemporary landscapes inspired by scientific concepts such as the Big Bang. Born in Baltimore in 1939, he settled in Scotland and produced his best-known work there. My first glimpse of his Garden of Cosmic Speculation (above), in Portrack House near Dumfries, was on the front cover of a book called Paradise Transformed, and it gave me hope that people were still doing bold things. I subsequently interviewed him, though I can’t pretend to have understood half of what he said. In return he claims to have never heard of the Teletubbies, though those mounds of earth bear a remarkable similarity to their home. Seriously, though, his work is majestic, entertaining, inspirational and honest. Like Marx he’s more than just a landscapist; he’s also an interior designer, an architect and a philosopher.
Gardening s wild child Mary Reynolds was the youngest
Best Mary Reynolds Landscape Designer Husband
from Gardening s wild child Mary Reynolds was the youngestwww.dailymail.co.ukwww.dailymail.co.uk
Along with landscape engineer Victoria Pakshong of landscape joint, (fer) workshop designed a prepare for the enlarged home’s natural upslope. A railroad-tie path goes across the entire width of the estate, as well as the enlarged entrance/ driveway is made of concrete pavers as well as permeable Grasscrete. The swimming pool as well as outside activity zones are developed with a focus on the horizontal lines of the residential or commercial property, preserving a reduced account so that nothing blocks that magnificent sight.
Русское искусство
На Руси сады, в основном, служили своему прямому функциональному назначению: главное место на земельном участке отводят огородам, плодовым насаждением, но со временем стали появляться и первые декоративные деревья. В качестве ограды широко использовалась живая изгородь или плетень. Пруды тоже устраивались лишь для разведения рыбы, купания и полива огородов.
Но в 17 веке в России уже создают первые развлекательные, или «красные» сады (Коломенское, Измайлово). Например, в Кремле — это Нижний и Верхний Набережные сады, «висячие» сады. Известен знаменитый Измайловский сад в Москве. В нем есть масса аттракционов: зверинец, ботанический сад, лабиринт, устроено большое количество прудов, и даже разбиты виноградники.
В России 17-19 веков не существовало такого понятия, как «дизайнер» или «ландшафтный архитектор». Эта профессия именовалась «устроитель садов и парков».
При правлении Петра I русское садово-парковое строительство, подражая западным образцам, предпочитает классический регулярный сад. Это Петродворец, Стрельня, Ориенбаум, Царское село. Такие сады в Петербурге строят, в основном, иностранцы. А в 1710г. в России открывается первая Садовая контора. Она занимается закупкой и доставкой различных экзотических растений за границей для строительства новых парков Петербурга и Москвы.
JIM DENEVAN
Jim Denevan creates fascinating geometric patterns, often by simply walking across beaches with little more than a big stick
Not a gardener but a landscape artist, Denevan is known for his huge temporary installations. A surfer and chef, he creates fascinating geometric patterns, often by simply walking across beaches with little more than a big stick. So many landscapists could learn from him, because you could achieve the same thing with a lawn and a lawnmower. He’s like Marx in that he works with nature, and he’s a truly inspirational character from whom I feel I could learn a lot. Also, there’s a real humility to his work because of its impermanence, the fact that it’s washed away. He may document it via photographs and videos, but it’s gone very rapidly.
PICTURE BYLINE FOR DIARMUID GAVIN IMAGE: BARRYMCCALLPHOTOGRAPHY2007
Заключение
Таким образом, можно сказать, что смена направлений, стилей, в какой бы то ни было стране, никогда не совершалась стихийно. Стили как бы наслаивались друг на друга, новые веяния постепенно вытесняли более старые течения. В особенности такое наслаивание заметно в период XIX века.
Двадцатый век внёс серьёзные преобразования не только в историю развития ландшафтного дизайна, но и в садовую архитектуру. Появились новые феерические постройки, благодаря которым граница между домашним интерьером и садовым ландшафтом стала практически незаметной.
Сегодня в мире встречаются сады любого направления и стиля. Какого-то безусловного преобладания того или другого стиля не существует. Более того, приветствуется смешение нескольких стилей и использование каких-то креативно обработанных элементов.
Однако история развития ландшафтного искусства на этом не остановилась, она совершенствуется и по настоящее время. Поскольку людям постоянно приходят на ум какие-то новые идеи. Каждый создаёт сад на свой вкус, и в итоге появляются новые стили. Так и происходит дальнейшее развитие этого прекрасного искусства.